Религиозно-иделогическая картина Таджикистана — взрывоопасная смесь
28.02.2008 10:08Проблема отсутствия координации между мусульманами, отсутствия какого-либо работоспособного централизованного органа является стержневой для исламской уммы Таджикистана. После кровавой стадии гражданской войны 1990-1997 гг. светское государство в лице высших чиновников и исламская оппозиция смогли найти между собой общий язык только при внешнем посредничестве России и ряда европейских международных организаций. Однако договоренности между конфликтующими сторонами оказались весьма недолговечными, и уже к 2000 г. исламский политический фактор оказался на периферии общественной жизни. Вместе с политическим исламом в забвении оказался и собственно религиозный фактор: государство с удовольствием предприняло определенные шаги к тому, чтобы исламский вопрос превратился в некое подобие этнографического сюжета.
Сложная, неоднозначная история Казията мусульман Таджикистана, существовавшего в период независимости страны в 1991-1993 гг. и ликвидированного вследствие участия его главы Х.А.Тураджонзода в политических процессах, до сих пор привносит фактор неопределенности в единство последователей ислама. Сегодняшний Исламский центр, который и должен координировать деятельность религиозных общин, является, по сути, аморфной и бесправной организацией. В государственном аппарате религиозные вопросы курирует такой же бесправный орган, находящийся в составе Министерства по делам культуры. В сущности, ни у чиновников, ни у исламских религиозных деятелей в Таджикистане не существует ни концепции развития, ни идеологии, ни организационной платформы.Между тем проблемы, стоящие перед мусульманами республики, колоссальны. Одна из них касается полной отчужденности государственного аппарата от религиозной сферы.
Так, в частности, традиционно консервативное таджикское общество в своей обыденной жизни все еще игнорирует многие светские устои – например, заключающие брак в подавляющем большинстве не регистрируют его в государственных органах статистики, а проводят исключительно путем проведения соответствующей религиозной церемонии. Это впоследствии рождает массу проблем: как сказал имам-хатыб мечети «Нури нав» в Худжанде Ибадулло Калон-зода, в последнее время к нему за помощью обратились более 40 женщин, которых выехавшие в Россию мужья оставили с детьми на руках, без средств к существованию и без официальных документов о заключении брака. При формальном подходе к шариату эти мужчины считают себя правыми – они устно, по телефону или через посредника, объявляют женам о том, что вынесли им «таляк» — развод. Их цель очевидна – избавившись от обузы в Таджикистане, попытаться осесть в более богатой России, обзавестись здесь новой семьей и «забыть о прошлом». Понятно, что шариатом здесь «и не пахнет» - однако решения этой проблемы при нынешнем подозрительно-враждебном отношении государства и исламских общин друг к другу не предвидится.
Другая проблема еще более серьезна, и, откровенно говоря, просто взрывоопасна. Поскольку никто в республике де-факто не регулирует религиозный вопрос, то исламское образование (тема, которой и был посвящен семинар) пущено на самотек. При финансовой поддержке Центра исследований ОБСЕ (CORE) и правительства Швейцарии запущена программа «Унификация религиозного образования», цель которой – привести учебные программы к единому стандарту, к возрождению ханафитского мазхаба и способствовать преодолению вражды между религиозными и светскими обществами в стране. Однако в условиях фактического отсутствия координатора между религиозными структурами провести подобную унификацию практически невозможно, тем более, что наиболее популярной формой исламского обучения в Таджикистане остается такой архаичный метод, как худжры – т.е. обучение у шейха на дому. Проблема же заключается в том, что к настоящему времени тысячи граждан Таджикистана обучаются за рубежом, и наиболее популярными местами являются три конфликтно настроенных друг к другу государства: Иран, Саудовская Аравия и Пакистан.
Ситуация усугубляется ежедневной идеологической обработкой, которой подвергаются рядовые таджики благодаря разветвленной сети спутниковых тарелок. Несмотря на всеобщую бедноту и неустроенность – или же, напротив, благодаря этому (когда работоспособному населению заняться внутри страны практически нечем) – почти все дома имеют такие тарелки, в результате чего иранское и пакистанское персоязычное, или арабское (для тех, кто понимает) телевидение доступно всем и вся. Далее, отовсюду, в т.ч. из России, в Таджикистан массовым порядком проникает религиозная литература на персидском, таджикском и русском языках разных толков. Все это рано или поздно может привести к кровавому столкновению молодых радикалов, ориентированных на противоположные идеологические школы.
Уже сегодня в населении южной Хатлонской области заметен шиитский-имамитский слой. Никогда в истории Таджикистана шииты-имамиты не проживали на территории этой республики (в отличие от индифферентных к религии исмаилитов Горного Бадахшана), сейчас же, по информации руководителя социологической службы информационно-аналитического агентства «Шарк» С.Олимовой, новообращенные имамиты составили порядка 3-5% на юге страны. Очевидно, что за этой цифрой скрываются сотни молодых неофитов, ориентированных на Иран.
На севере же, в Согдийской области, напротив, заметен рост ваххабитских (или иначе: салафитских-просаудовских) настроений. Собственно, этот рост начался далеко не вчера – уже в 1980-е гг. Ферганская долина была полна молодыми радикалами, готовыми воевать до последнего со старым, консервативно-суфийским исламом; об этом уже написано немало исследований. Эти настроения сыграли свою роль в развитии гражданской войны в Таджикистане, неоднократном обострении ситуации в ключевых городах Узбекистана и на юге Киргизии. Сегодня, когда в Узбекистане афишировать свои воззрения небезопасно, основной площадкой для самостийного роста радикальных воззрений является таджикская часть Ферганской долины.
Почему до сих пор не произошло столкновения между просаудовскими и проиранскими молодыми радикалами? Вероятно, основная причина заключается в отсутствии должной социальной базы для выхода радикальных настроений: ведь почти половина взрослого мужского населения республики в поисках работы выехала за рубеж, прежде всего – в Россию. Таким образом, даже в условиях «стопроцентной» революционной ситуации, каковая сложилась в стране этой зимой в связи с острым энергетическим кризисом (http://islamrf.ru/articles.php?sid=1569), особых волнений в Таджикистане не наблюдается. Пока что…
Но, в случае, если что-либо изменится в мировой геополитике – например, свой интерес к этой стране проявят западные столицы или Пекин — процесс пойдет, и очень быстро. Ибо висящее на стене ружье когда-нибудь может выстрелить, и, к сожалению, хаотично катящийся по наклонной Таджикистан — самая удобная мишень в центрально-азиатском тире.
Дамир Хайретдинов,
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по связям с общественностью, историк
Фото Wikimedia.org
28.02.2008
Ссылки по теме:
18-02-08 В посольстве Таджикистана в РФ возмущены убийствами таджикских граждан
13-02-08 В Таджикистане разработали текстовый редактор Tajik Word
06-02-08 Таджикистан замерзает! Срочно нужна помощь!
Россия — Центральная Азия: открывая врата Исламского мира
28-12-07 Коран на таджикском языке издан и подарен народу!