RSS | PDA | Архив   Вторник 1 Октябрь 2024 | 1433 х.
 

В КРСУ (Бишкек) обсудили отношения религии и прав человека

31.03.2009 10:35

  30 марта в Киргизско-Российском Славянском Университете (КРСУ) состоялась научно-практическая конференция «Религия и права человека». Организатором мероприятия выступил Центр мировых культур и религий при поддержке Посольства США в Киргизии.

 

Вступительное слово произнёс кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой мировых религий и культур ЮНЕСКО Юрий Подкуйко. Он заявил, что тема для мероприятия актуальна и своевременна. Совсем недавно в стране был принята новая редакция Закона о религии: «Закон принят, но проблемы остались», - заключил Подкуйко.

Участников поприветствовал проректор КРСУ по международным связям, кандидат политических наук, профессор, депутат Парламента Каныбек Иманалиев. По его мнению, Ислам нельзя противопоставлять либеральным ценностям. Это может привести к конфликтам: «Нужно применить силу Ислама во благо общества и государства. Следует отличать традиционный Ислам от фундаменталистского, несущего реакционность».

Свой доклад зачитал кандидат юридических наук, депутат Парламента, один из разработчиков Закона о религии Алишер Сабиров. Он обратил внимание на то, что Закон не может решить все проблемы. Необходимо работать над нормативно-правовой базой.

«Часто вторжение в частную жизнь прикрывается лозунгами прав и свобод», - начала свой доклад доктор философских наук, профессор КРСУ Инна Фидяй. В выступлении она провела собственный философский анализ видения прав человека. Право неотделимо от религии. Современное законодательство взято из римского права.

Обсуждение Закона о религии продолжил депутат Парламента Зайниддин Курманов. Процесс принятия Закона проходил под давлением различных сил: исламских деятелей и организаций, христианских организаций, силовых структур. Каждая из этих сил лоббировала свой вариант.

Важность сотрудничества государственных институтов и религиозных организаций подчеркнул директор Института перспективного стратегического развития Эмиль Каптагаев. Он раскритиковал новый Закон о религии в части отсутствия механизмов по контролю его исполнения. Ведь никто не может с уверенностью сказать, продолжает ли действовать официально закрытая религиозная организация? Нормативно-правовая база к Закону не разработана. Это не позволяет трактовать такие действия, к примеру, как прозелитизм.

Заместитель директора ГосАгентства по делам религий при Правительстве КР Канатбек Мурзахалилов прокомментировал новый Закон о религии. Сейчас ведомство разрабатывает 16 нормативно-правовых актов к данному Закону, которые будут регулировать миссионерскую деятельность, ввоз литературы и др. Разработан и вынесен на общественное обсуждение проект закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях». Сохраняется религиозная свобода. Постоянно осуществляется взаимодействие с религиозными организациями.

Развитие государства и религии идёт параллельно, так считает завкафедрой политологии КРСУ, кандидат исторических наук Игорь Халанский. В пример он приводит Индию. Социальная жизнь того общества строилась в соответствии с канонически установленными классами (касты). Современная политика вышла также из религии. Сейчас политика с обратной силой будет двигаться в сторону религии. Экономический кризис берёт начало в кризисе духовном. Он способствует возрождению старых форм религий. Поэтому получают развитие фундаментальные течения Ислама и Христианства. Общество убедилось в отсутствии верховенства закона. Нынешние политические режимы защищают интересы отдельных групп. Традиционные общества неспособны справиться с существующими негативными явлениями. Религия же даёт метод действия. Мир отходит от служения материальным ценностям. Религиозные фанатики имеют более глубокую мотивацию. Шахиды способны отдать жизнь за идею. Государственный аппарат ничего не может противопоставить этому. Процесс роста влияния религии на государства будет только расти. Этому способствует падение качества среднего образования на постсоветском пространстве. В таких условиях могут взрасти не только ростки, а проявиться целые тенденции религиозного экстремизма. Светские государства непременно попадут под духовные матрицы. Кризисы ускоряют эти процессы.

О подходах к мусульманской правовой культуре в условиях светского государства рассказал доктор мусульманской теологии Восточного университета имени Кашкари  Абдулатиф Жумабаев. Он привёл в пример Саудовскую Аравию, Турцию и страны Запада. В них исламская идеология находится на разных позициях. От следования за государством - до полного его отрицания. Полное изолирование Ислама от государства приводит к таким негативным последствиям, как экстремизм. На Юге Киргизии это привело к использованию Ислама политическими силами. Ислам необходимо использовать для стабилизации общественных отношений. Государственные органы должны не только инспектировать и проверять деятельность религиозных учебных заведений, но и пытаться улучшить условия проживания и обучения в них. Ведь, кроме легальных медресе, существуют и подпольные.

По мнению преподавателя Воскресной школы Воскресенского собора Русской Православной Церкви Вахтанга Фёдорова государство невозможно отделить от религии. В выступлении он осветил конституционный подход ряда государств по отношению к религии. Иран является республикой. При этом законодательство строится в соответствии с религиозными канонами шиитской исламской доктрины. Королева Англии – глава Англиканской церкви. Ею назначается Архиепископ. Когда она пересекает границы Шотландии, то автоматически возглавляет Пресвитерианскую церковь. Церковь имеет свои места в Палате Лордов. Вторая статья Конституции Аргентины признаёт приверженность государства к Римско-католической апостольской церкви. Свои приоритеты в религии официально закреплены и в законах Бельгии и Дании. Болгария признаёт восточно-православное вероисповедание государственным. Особое отношение к традиционным религиям не является чем-то сверхъестественным.

Заведующий отделом по защите социально-экономических прав граждан аппарата Омбудсмена КР Омурзак уулу Замирбек рассказал о проводимой этой организацией работе. Совет правозащитников при ведомстве провёл собственное расследование «Ноокатских событий» и призвал правоохранительный органы провести дополнительное расследование. Несмотря на недавний скандал, связанный с запретом на ношение хиджаба в школах, в Киргизии разрешено фотографироваться в платке на паспорт. Ситуация с правами верующих остаётся стабильной.

Заключительный доклад о правах человека с точки зрения Ислама зачитал доктор мусульманского права КРСУ Кадыр Маликов. В Исламе под правами подразумевается и ответственность. Особенно это проявляется при реализации такого права, как выбор. Ведь человек - это «халиф», наместник Бога на земле. На него возложена задача отстранения от вреда. Докладчик также осветил аспекты личного права человека, напомнил о  необходимости соблюдать баланс между духовными и материальными интересами.

Все доклады участников обсуждались. В работе конференции приняли представители Духовного управления мусульман Киргизии, местной епархии Русской Православной Церкви, депутаты, общественные деятели, эксперты по религии, преподаватели и студенты КРСУ.

 

Сергей Зейлюк, Бишкек

 

Ссылки по теме:

В Бишкеке состоялась конференция «Ислам в эпоху глобализации»

Кадыр Маликов - Информационно – идеологический аспект безопасности Центральной Азии

Л.С. Перепелкин, Г.А. Хизриева - Политические угрозы в Центральной Азии: радикальный исламизм

Игорь Китабов - Нужны ли мусульманам России права человека «по-архиерейски»?

Журнал «Минарет» № 3 (17) 2008 – тематический выпуск «Ислам и права человека»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-news/7877/">ISLAMRF.RU: В КРСУ (Бишкек) обсудили отношения религии и прав человека</a>