Школьники из Израиля и Палестины договорились о мире в переговорческой игре
07.03.2017 11:51Израильские и палестинские старшеклассники при поддержке зарубежных сверстников согласовали условия ближневосточного урегулирования, сделав за сутки то, на что взрослым дипломатам не хватило четверти века.
Масштабная ролевая игра, симулирующая палестино-израильские мирные переговоры, прошла в Восточносредиземноморской международной школе, где в предместье Тель-Авива бок о бок живут и учатся представители почти четырех десятков государств.
Полсотни школьников из 15 стран, включая Россию, разбились на три потока. В каждом из них были сформированы израильская и палестинская делегации, вступившие в диалог между собой. Итогом стали три соглашения о мире. Во всех случаях в палитре вариантов переговорщики выбирали принцип "два государства для двух народов".
"Когда у тебя всего 24 часа на то, чтобы договориться, это мотивирует. Мы устроили настоящий мозговой штурм, и результаты, по-моему, интересные", — говорит израильтянка Уриэль.
"Два независимых государства, жизнеспособных и существующих в мире друг с другом. Восстановление границ 1967 года с обменом некоторыми территориями, раздел Иерусалима, включая Старый город и его религиозные святыни", — перечисляет достигнутые взаимопонимания подросток-палестинец. Он просит не публиковать его имя, опасаясь негативной реакции земляков.
Последние четверть века "два государства для двух народов" и прямой диалог конфликтующих сторон считались, соответственно, безальтернативными целью и методом палестино-израильского примирения. В этом качестве они фигурировали во всех инициативах международной дипломатии. Однако череда неудач и последовавшая за ними пауза в переговорах заставляет многих в нынешнем поколении лидеров ставить под сомнение работоспособность традиционного формата мирного процесса.
Игра была устроена так, что палестинцы зачастую оказывались в составе израильской делегации, а израильтяне нередко отстаивали интересы палестинской стороны. Именно это – возможность побывать на месте оппонента – юные переговорщики считают самым ценным опытом.
"Чтобы добиться мира, нам нужно быть готовым взглянуть на проблему глазами другого человека. Мы учились не только говорить, но и слушать", — сказал палестинский школьник.
Собственный успех не развеял скепсиса в оценках перспектив настоящего мирного процесса. "Мир возможен. Я уверена, что когда-нибудь он наступит. Не знаю, правда, на моем ли веку", — говорит 16-летняя Уриэль.
IslamRF.Ru