31-01-08 Китай строит железнодорожные выходы в Центральную Азию и далее в Европу
31.01.2008 12:18Китай объявил о намерении строить железную дорогу, соединяющую страну с богатыми нефтью странами Центральной Азии, что позволит повысить конкурентоспособность китайских нефтяных компаний, ведущих борьбу за энергетические ресурсы в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане.
Данное решение может встревожить американское правительство и индийские нефтяные компании, которые также ведут борьбу за нефтяные ресурсы в центральноазиатском регионе. Кроме того, этот шаг сигнализирует о намерении Китая снизить зависимость от морских путей, которые строго контролируются военными кораблями США. Железнодорожные пути позволят осуществлять регулярные поставки нефти в Китай из Центральной Азии в случае морской блокады или других форм военного воздействия.Стоимость проекта составит 861 миллионов долларов. План предусматривает строительство двух железнодорожный путей, соединяющих западную провинцию Китая Синьцзян с Центральной Азией. Ожидается, что строительство отрезка пути, связывающего населенный пункт Хоргос, расположенный на китайско-казахской границе, с внутренними железнодорожными путями Китая, будет завершён уже в 2008 году. Вторая трансграничная железная дорога между Казахстаном и Китаем протянется на запад, где соединится с казахскими железнодорожными путями в посёлке Сары-Озек.
Китай уже имеет одну железнодорожную ветку протяженностью в 460 километров, соединяющую Урумчи и перевал Алатау в Казахстане. Правительственные источники сообщают, что новый путь позволит значительно снизить нагрузку на перевал Алатау, который является крупнейшим наземным портом на северо-западе Китая. Его пропускная способность за последний год возросла на более чем 60%.
Кроме того, в Китае уже ведётся активная работа по созданию второго железнодорожного маршрута, который берёт начало в Синьцзяне и заканчивается в Узбекистане, пересекая территорию Кыргызстана. Ожидается, что это маршрут будет введён в эксплуатацию в 2010 году и таким образом откроет Китаю выход в Европу.
Специально для IslamRF.Ru эту новость комментирует культуролог, специализирующийся на вопросах центральноазиатской интеграции, Джаннат Сергей Маркус:
— Не только на экономику, но и на культуру всего центральноазиатского региона сильно влияло отсутствие современных транспортных путей. По сути, они сохранялись почти на уровне Средневековья, способствовали изолированности как западных районов Китая с его тюркским исламским населением, так и республик бывшего СССР. Сейчас конкуренция в темпе глобализации толкает на интенсивное развитие транспортных артерий, оживляя возрождение традиций древнего Шёлкового пути.
Здесь кипят в первую очередь интересы нефтяников, транснациональных корпораций. Поэтому важно, чтобы живущие на этих землях мусульмане «не проспали» столь важные изменения. Ведь в проектах будут задействованы земли их предков. Боюсь, как бы не случилось, как с трубопроводом Баку-Джейхан, где богатейшими сокровищами недр и земель транспортировки монопольно воспользовались в своих интересах вовсе не граждане Азербайджана, Грузии и Турции, а нефтяники из Техаса.
В связи с этим особо важным представляется инициатива Ассоциации мусульман Китая по установлению деловых связей с мусульманами России и первый визит в Китай председателя Совета муфтиев России в ноябре 2007 года. Важно учесть и интересы России, в рамках ШОС и двусторонних переговоров. А главное – соблюсти в экономике, дипломатии и культуре кораническую заповедь «адль – справедливость»!
IslamRF.Ru
по материалам ИА «Таймс Нью Нетворк» (Индия), перевод ИА «Фергана.Ру»
Фото с сайта www.yoyochina.net.
Ссылки по теме:
АЦ «Амаль» — От караванов к магистральным трубопроводам
Дж.С.Маркус – Зачем мусульманам России Китай?
В Москве начнёт вещание телеканал «Китай»
Мурат Каримов – Татары Казахстана – связные цивилизаций