Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!
14.11.2007 14:56Среди новостей III Всероссийского мусульманского форума, который прошел 1–4 ноября 2007 года в Москве, особо ярко и даже неожиданно для многих прозвучало заявление об основании нового фонда — в честь крупнейших деятелей исламского созидания в XX веке муфтиев Бабахановых. Об этом замысле, исторических спорах вокруг нашего недавнего прошлого и о планах на будущее — беседа Андрея Хасанова с председателем правления Нижегородского регионального общественного фонда имени муфтиев Бабахановых Амирсаидом УсманходжаевымБабахановым.
— В октябре 2007 года в Нижнем Новгороде учрежден Региональный общественный фонд имени муфтиев Бабахановых. Чем так ценно их наследие?— Это ведь целая династия муфтиев Бабахановых! Не один человек. Они основали 20 октября 1943 года Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), и на протяжении 46 лет — отец, сын и внук — были председателями САДУМа и муфтиями пяти союзных республик: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана.
С первых же дней они установили тесные контакты с руководителем ДУМЕС шейхом Габдурахманом Раули, хатыбом Московской мечети шейхом Халилом арРахманом и хатыбом Казанской мечети шейхом Кияметдином альКадири и другими видными богословамитатарами. В 1945 году после встречи с королем Саудовской Аравии Абдульазизом ибн Саудом мусульманам СССР вновь открылась дорога в Мекку на хадж, начали устанавливаться дружеские связи с исламскими странами всего мира.
По сути, Бабахановым выпала роль восстановителей исламской жизни в период, когда на смену тотальным гонениям на веру пришли послабления и Сталин позволил верующим всех религий (и не только Ислама, конечно), частично восстановить свою жизнь. Так, в 1946 году в Бухаре удалось возродить древнейшее медресе МириАраб для того, чтобы вновь готовить кадры имамов и богословов — на смену тем, что погибли от репрессий в годы ленинизма — сталинизма.
В 1962 году в Ташкенте на конференции мусульман четырех духовных управлений было принято решение об образовании Отдела международных связей мусульманских организаций СССР. В период работы Бабахановых были установлены и поддерживались связи с единоверцами из более чем 80 стран мира. В 1971 году по инициативе шейха Зиявуддина Ишан Бабахана был образован Ташкентский исламский институт имени Имама АльБухари. В итоге почти все ныне действующие муфтии и имамхатыбы России, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении — это ученики муфтиев Бабахановых!
Делегация мусульман из Нижегородской области во главе с Умаромхазратом Идрисовым в мае 2007 года посетила Ташкент и встречалась с нами, наследниками рода Бабахановых. Они ознакомились с нашим семейным архивом, услышали, сколь высокую оценку деятельности муфтиев дал Президент Узбекистана Ислам Каримов, и что мы готовимся в следующем году провести юбилейные мероприятия в честь них. Умархазрат — как благодарный ученик — проявил инициативу в образовании в Нижнем Новгороде Фонда имени своих учителей, а возглавить Фонд пригласил меня.
— А каковы задачи нового Фонда?
— В его задачи входят научное изучение, публикации, пропаганда и развитие в современных условиях духовного наследия династии муфтиев Бабахановых. А предмет деятельности таков. Это, вопервых, исследования наследия муфтиев Бабахановых и исторической среды их предшественников — проповедников Ислама в Средней Азии, организация научноисследовательских групп, программ. Нужна издательская деятельность с целью пропаганды научноисторических исследований и новых трудов, развивающих в современных условиях духовное наследие династии.
Очень важно увековечивание памяти о представителях династии: уход за могилами, установка мемориальных досок, наименование топонимов, библиотек, учебных заведений, именных стипендий ученым и учащимся и т. д.
Мы намерены совместно с ДУМ Средней Азии проводить конкурсы в память о представителях династии и выделять гранты (конкурсы историков, журналистов, учащихся духовных учебных заведений, чтецов Корана, каллиграфов, мастеров народных промыслов и пр.).
Очень важно также развитие в современных условиях духовного наследия нашей династии: проведение научных и богословских исследований, продолжающих идеи Бабахановых, о ценностях Ислама, о воспитании человека на основе Сунны Пророка Мухаммада (с.а.в.), о миротворчестве, дипломатии, дружбе народов, о мусульманской культуре, о традиционной медицине, о необходимости светских знаний для мусульман, об умении сохранить Ислам в условиях атеистических гонений, о мусульманских нравах и принципах веротерпимости, о патриотизме и любви к Родине, о гражданской позиции мусульманина в обществе, об ответственности мусульманина в семейной жизни, о воспитании служителей Ислама (имамов, казиев, хафизов, алимов и пр.).
— С каких пор Вы осознали себя членом династии Бабахановых?
— Ято с самого рождения это ощущал, но в прошлом году получил Древошеджэре (родословие), которое начинается со 150 года Хиджры — что меня очень заинтересовало. Теперь, выйдя на пенсию, я решил посвятить оставшуюся часть жизни изучению истории династии и ее духовного наследия.
А само уникальное Древо было найдено в 1992 году при разборе старого дома в Сайраме (ныне на территории Чимкентской области Казахстана), в проеме глиняной стены. Оно имеет 3 метра длины и 25 сантиметров ширины, в 9 местах оно скреплено печатью казия (судьи) Юсуфходжи Али ибн Насреддин Махруми. Я поставил перед собой цель раскрыть имена, выявить личности, упомянутые в этом Древе. В этом мне помогают мои двоюродные братья и другие представители династии.
— Существует мнение, что муфтии Бабахановы — советские до мозга костей, приспособленцы к страшному советскому атеистическому режиму, и как только началась Перестройка, их смел гнев узбекского народа. Мухаммад Садык стал символом освобождения от советского правления. Что Вы скажете на это?
— В годы господства коммунистической идеологии мой дед Эшон Бабахан и его сыновья (мои дяди) Зайнутдинкари и Зияуддинкари в 1937 и в 1941 годах были арестованы за духовное наставничество. Зайнутдинкари был сослан в Сибирь, и мы до сего времени не знаем, где он погиб и похоронен. Его по праву можно считать шахидом.
В суровые годы войны, как условие открытия «второго фронта», США и Великобритания поставили перед Сталиным ряд условий, среди них — дать свободу вероисповедания! 12 июля 1943 года четыре богослова во главе с моим дедом обратились с письмом к председателю Президиума Верховного Совета СССР Калинину. Они просили разрешить образовать официальное духовное управление мусульман Средней Азии для управления существовавшими до этого мелкими разрозненными общинами на полулегальных началах. В те годы авторитет страны с коммунистической идеологией был крайне низок, даже негативен в странах исламской традиции.
Что нужно было делать мусульманам в таких условиях? Спросим скептиков: «Неужели надо было остаться в тени, на нелегальном положении и продолжать подставлять верующих под репрессии?» Мои дед и дяди, как мудрые имамы и политики, несомненно, пошли на компромисс, но во имя возрождения уммы! Они не забывали коранической заповеди «Сотрудничайте только в добре и никогда не сотрудничайте во зле!»
И плоды их решений налицо: даже в тяжелейших условиях правления КПСС в стране стали возрождаться исламские институты и традиции. И об этом результате их деятельности свидетельствуют самые разные авторитеты. К примеру, Верховный муфтий Сирии шейх Ахмад Кефтару писал: «Сегодня дело Ислама неразрывно связано с именем муфтия Эшон Бабахана. Благодаря его неустанным заботам и тесному сотрудничеству с другими управлениями мусульман, Ислам наполняет ныне души многих мусульман духовным и нравственным потенциалом». Его высоко ценили Верховный муфтий Йемена шейх Ахмад ибн Мухаммад Забара, Генеральный секретарь Всемирного Исламского Конгресса доктор Инамулла Хан и многие другие.
Что касается Шамсуддинхана Бабаханова, то его не «смел гнев узбекского народа», а скорее «рука Москвы»: в Перестройку он стал неугоден руководству Совета по делам религий в Москве, и его сняли. А потом он был послом уже независимого Узбекистана в Саудовской Аравии, Египте, Кувейте, Марокко, Иордании, Алжире. Разве «плохого муфтия» приняли бы в этих странах? И разве ему дали бы в 1985 году статус действительного члена Иорданской Королевской академии?
А правление Мухаммада Садыка было кратким и малопродуктивным детищем Перестройки. До него созидали (Эшон Бабахан даже личный дом и всю библиотеку передал САДУМу!), а он умел лишь… разрушать и вынужден был вскоре покинуть республику. Сравните — в годы сталинизма мои предки нашли мудрые подходы, как восстанавливать и созидать Ислам, а Мухаммад Садык в гораздо более благоприятное время… не смог выработать позитивной позиции.
Впрочем, да будет всем нам судьею Аллах! А мы, люди, не имеем права когото «отлучать от Ислама» без решения шариатского суда. В случае, когда нет решений такого суда, все наши споры ведутся как допустимые мнения — иджтихад.
— Вы выступали с приветствием от имени династии Бабахановых на III Всероссийском мусульманском форуме в Москве с его необычным призывом «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хайтек!». Каковы Ваши впечатления?
— Меня очень привлек девиз «Ислам в России — гарант российского гражданского общества». Ведь наша религия — универсальное послание дружелюбия и мира, а муфтии Бабахановы всегда пропагандировали именно это, укрепляли мир и дружбу между народами. А эта проблема — гарантия стабильности общества — остается актуальной не только для России, но и для всего мира.
Одно из направлений работы нашего Фонда — это распространение призыва нашего Пророка (с.а.в.) «Распространяйте мир между собой!» А как это делать? Только погружаясь в текст священного Корана, изучая его и проводя просветительство в этом направлении! Мы должны общаться с людьми, искать с ними общий язык при взаимном уважении наших национальностей и особенностей вероисповедания.
Жизнь стремительно меняется, много новинок прогресса. И мы свою веру должны не противопоставлять «высоким технологиям» науки и техники, но помнить, что Ислам является «повивальной бабкой» греческой науки как прародительницы современного западного научного мировоззрения.
— Каковы ближайшие шаги новосозданного Фонда?
— Я благодарю участников Московского форума за внимание к целям нашего Фонда и принятие такого пункта общей Резолюции: «Оказать всемерное содействие в организации и принять участие в международной мусульманской конференции на территории Республики Узбекистан — древнего очага мусульманской духовности и культуры — в честь 150летия со дня рождения первого муфтия САДУМ Эшона Бабахана, 100‑летия со дня рождения второго муфтия САДУМ Зиеуддинхана Бабаханова и 70летия со дня рождения третьего муфтия САДУМ Шамсуддинхана Бабаханова».
Будем работать над тем, чтобы как можно большее число мусульман приняло участие в наших акциях, а также над тем, чтобы нас поддержали руководители наших стран, России и Узбекистана, и председатели наших Духовных управлений.
Последнее, что мне хочется сказать — род Бабахановых, который со 150 года Хиджры несет людям свет Ислама, инша Аллах, продолжит свое служение в новых условиях, какими бы они ни были!