Почему появились исламские экстремисты в России. Большая и маленькая политика.
26.10.2007 17:35Предвыборная кампания в Государственную думу уже набрала нужные обороты и различные средства массовой информации (и дезинформации), политтехнологи и просто пиарщики начинают выдавать в народ весь свой опыт, мастерство и профессионализм в деле раскручивания нужных тем для прохождения той или иной политической партии в заветное здание на Тверской.
Благо, что тем для развития своих талантов у данных господ предостаточно. Одной из них является тема исламского экстремизма и радикализма. Вещь вроде бы весьма опасная, как с точки зрения простого обывателя, так и с точки зрения крупного государственного чиновника. Губернаторы и министры, советники и депутаты во весь голос во всеуслышание говорят о недопустимости использования тематики межнациональных и межконфессиональных отношений в предвыборной кампании. С ними соглашаются оппозиционеры и представители гражданского общества.Вот только один парадокс: меньше публикаций, разжигающих межнациональную и межконфессиональную вражду, от этого не становится. Те же самые губернаторы и министры в своих интервью говорят о том, кого и где, и самое главное, за что «надо мочить», но при этом в других изданиях публикуются их статьи о том, что «не было татаро-монгольского ига», «в 44-м никто никого никуда не высылал», «Россия взяла Кавказ не огнем и мечом, а политическим переговорами» и т.д. Стоит ли удивляться, что реальную деятельность исламских экстремистов никто на данном этапе пресечь не хочет! Нет политической воли.
При этом все те же политики и руководители регионов, особенно в которых живут этнические мусульмане, не понимают, откуда они вдруг взялись, и как с ними бороться. Хотя при этом почему-то забываются 90-е, когда победить на выборах в президенты какой-нибудь кавказской республики можно было, только уповая на «возрождение истинной традиционной исламской культуры нашего древнего и великого народа». Никто тогда не задумывался, что «псевдоисламское» возрождение будет иметь такие последствия. Сиюминутная выгода ставилась во главу угла, а тот факт, что потом придется бороться с этим неконтролируемым феноменом никто тогда не догадывался. Вряд ли могли себе представить региональные власти, что иностранные проповедники могут нести не чистый ислам, а идеи, не соответствующие культурно-историческому развитию народов России, которые не выстраданы ими в течение веков, а восприняты из чужих уст как истина в последней инстанции. Такого количества стратегических просчетов российская политика в области духовного развития общества Россия не знала никогда. И никакие спецслужбы с их заряженностью лишь на силовое решение проблемы были не в состоянии предотвратить то, что мы сегодня пожинаем.
Исламская тема превратилась в очень удобный инструмент решения локальных политических задач в 90-е годы. Им не брезговал даже такой тактичный и думающий политик как М.Шаймиев, когда в свое время поддерживал деятельность ВТОЦ. Да и сейчас на территории Татарстана существуют мечети, где проповедники призывают к, так называемому, «истинному исламу». А в результате мы получаем молодое поколение, которое не знает своих собственных корней, не знает пути развития ислама на своей родине, а сразу едет в Саудовскую Аравию, чтобы схватить все и сразу.
В этой связи «Хизб-ут-Тахрир» - всего лишь вершина того айсберга, которая показывает, в каком идеологическом кризисе находится российское исламское сообщество. Конечно, можно списать все на политиков, особенно тех, которые уже в отставке – это было бы очень по-российски. Однако и самим исламским общественным деятелям необходимо задуматься, что они сделали для того, чтобы ислам в обыденном общественном сознании не сочетался, исключительно с такими прилагательными как «радикальный», а террористы не были бы обязательно «исламскими».
По факту можно сказать, что подавляющее количество духовных лидеров мусульман в регионах не способны контролировать идеологический климат внутри своей общины даже на 50%. Это означает, что они заранее проигрывают информационную войну, тем силам, которые ведут ее не только против России, как государства, но и против российской уммы. Недооценка информационного фактора, особенно при взаимодействии с молодежной средой, играет против российского мусульманского сообщества и против России в том числе. Хотя и само мусульманское сообщество неоднородно и процесс его выстраивания еще впереди.
В этой связи деятельность различного рода «проповедников», самопровозглашенных «псевдоимамов, псевдошейхов» и прочих идеологических врагов российской уммы значительно упрощается. Им необходимо только взять то, что и так плывет к ним в руки: неокрепшие умы молодых мусульман, которые очаровываются очередными сказками о светлом будущем, только в иной интерпретации.
Игра, в которую втянули российскую, умму, ведется на уничтожение – России и уммы, и пока не совсем понятно, какими аргументами можно воспользоваться, чтобы остаться в живых как единой стране и единой общине.
Одно радует, региональных выборов стало меньше (губернаторов нам уже фактически назначают), может быть, кто-то и сподобится и на разработку грамотной и стратегически ориентированной региональной политики в области исламского образования, а пока остается, надеяться на государство, которое почему-то не спешит помочь российской умме. Видимо еще время не пришло.
Аналитический центр «Амаль»