Комментарий к полемике о хиджабах
01.03.2017 13:16С удивлением наблюдаю бурную реакцию некоторой части российского мусульманского сообщества в отношении высказывания Дамира Мухетдинова о дискуссионности в вопросе ношения хиджаба. Несмотря на то, что комментарии с негативным окрасом преобладали в форумах, при этом имелись высказывания и в поддержку богослова.
Отметим, что части тела, омываемые женщинами во время вуду’, т.е. малого омовения тоже не входят в категорию аврата (хотя между учеными есть разногласия), основываясь на хадисе:
Прежде, чем «вешать ярлыки» и предъявлять необоснованные обвинения человеку, который вносит значительный вклад в выведении российского ислама на иной интеллектуальный уровень, необходимо разобраться в сложившейся ситуации.
Предлагаю всем заинтересованным в непредвзятом рассмотрении данного вопроса с богословской точки зрения, обратиться к правоустанавливающим аятам и мнению авторитетных исламских ученых.
59 аят из суры Аль-Ахзаб ниспослан в 5 году по хиджре. Данный аят и аят 31 из суры Ан-Нур считаются правоустанавливающими в ношении женщинами хиджаба.
Причиной ниспослания аята стали частые причинения нечестивцами вреда рабыням на улицах. После этого Аллах повелел свободным мусульманкам отличаться в одежде от рабынь облачившись в джильбаб.
О Пророк, скажи своим женам, дочерям, женам верующих мужчин, чтобы опускали (или приближали) на себя джильбабы. Так их легче будет узнать и их не подвергнут оскорблениям. Аллах является Прощающим Милосердным.
(31 аят суры Ан-Нур, ниспослан в Медине в 6-ом году по хиджре).
Скажи (о Мухаммад) верующим женщинам, дабы они опускали свои взоры, и прикрывали свои интимные места (или берегли себя от блуда), и пусть не показывают прелести свои, за исключением тех, которые видны, и пусть накидывают на себя покрывало, чтобы закрылся вырез на груди. И пусть не показывают свои прелести, никому кроме мужей своих; отцов; отцов мужей; сыновей; сыновей мужей своих; братьев; племянников; женщин-мусульманок; невольников; мужчин, которые не испытывают вожделения; детей, которые не постигли наготы женщин. И пусть не стучат они своими ногами давая знать об украшениях, которое они скрывают. Кайтесь перед Аллахом все вместе, о верующие, - быть может вы преуспеете.
Абу Йусуф – ученик Абу Ханифы сказал, что руки от запястья и до локтей не являются авратом.
Отметим, что части тела, омываемые женщинами во время вуду’, т.е. малого омовения тоже не входят в категорию аврата (хотя между учеными есть разногласия), основываясь на хадисе:
Передается от Ибн Умара: «Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, мужчины и женщины совершали омовение вместе из одного сосуда».
Этот хадис упоминается в Муватта у Малика, в Муснаде у Ахмада ибн Ханбаля, в Сахихе у Аль- Бухари.
Из данного изречения вытекают следующие вопросы, которые по сути могут являться контраргументами вышеприведённому мнению тех, кто не согласен с текстом данного хадиса:
- допускается вероятность о ниспослании правоустанавливающих аятов после действий произошедших в приведенном хадисе;
- «все (или вместе) из одного сосуда» можно понять, как совершение омовения мужчинами и женщинами в разное время.
- разве этот хадис не противоречит следующему изречению Пророка Мухаммада, который передается от Аишы: «Асма дочь Абу Бакра зашла к Посланнику Аллаха в прозрачной одежде. Увидев ее Пророк отвернулся и изрек: «О Асма, поистине, если у девушки появились первые регулы, то после этого она может показывать только лицо и кисти рук»?
Объясняя первый контраргумент, достаточно понять, когда был ниспослан шестой аят суры аль-Маида, в котором Всевышний повелевает совершать омовение перед молитвой. А ведь упомянутая сура была ниспослана Пророку Мухаммаду, мир ему, одной из последних и имеет восемнадцать правоустанавливающих аятов. Соответственно позже пятого года после переселения мусульман в Медину, т.е. после аятов о хиджабах.
Для того, чтобы ответить на второй контраргумент, приведем аналогичный хадис, но в другом предании от Ибн Умара и упомянутый в Сахихе у Ибн Хузаймы:
Поистине, он посмотрел на Пророка, мир ему, и его сподвижников совершающих омовение из одного сосуда и вместе с ними также были женщины. Каждый из них омывался из него, т.е. мужчины и женщины в одно время и из одного сосуда совершали омовение. Это говорит о том, что женщины для совершения омовения оголяли предплечья, ступни ног и голову для протирания (а некоторые протирали голову не снимая платка).
Что касается хадиса о Асме, то он приведен в сборнике у Абу Дауда и передается Халидом ибн Дурайком. Сам Абу Дауд по поводу этого хадиса писал, что он «мурсаль», т.е. с разорванным иснадом и Халид ибн Дурайк не дожил до времен Аиши. Поэтому ученые относят данное изречение к недостоверным и не разрешают использовать в качестве далиля (аргумента).
Данный анализ в полной мере отражает наличие именно дискуссионности в вопросах хиджаба среди ученых, как первых веков Ислама, так и последующих, при этом не касаясь философских аспектов. Ведь даже среди двух распространенных в российском мусульманском пространстве мазхабов – ханафитском и шафиитском, так же существуют разные мнения по данному вопросу. Наличие дискуссионности в Исламе – это не аннулирование божественных устоев, а познание существующей всеобъемлющей коранической мудрости.
Ринат Ибрагимов, выпускник Российского исламского университета г. Казани
Джильбаб: муфассиры дают разное толкование данному термину, - одежда покрывающая все тело; покрывало; плащ; плащ имеющий капюшон; сорочка; широкая одежда покрывающая голову и грудь.