Унесенные ветром: сборные или надувные мечети?!
14.08.2013 18:07Августовская жара, кажется, приносит все новые плоды: "Проект организации специальных площадок направлен на рассмотрение в мэрию". По словам автора проекта, архитектора Тиграна Арутюняна, каждая из площадок сможет вместить до 150 человек, и всё это способно решить проблему недостатка мечетей.
Авторы идеи предлагают во время празднования мусульманских праздников устанавливать рядом с площадками экраны, на которых будет транслироваться молитва имама у Соборной мечети. Сами площадки можно сделать разборными и небольшими по площади - 15 на 20 метров».
Если начать с простой арифметики, то 100 площадок по 150 человек даст нам 15.000 человек, то есть более на порядок меньше, чем традиционно приходит на Ураза-байрамы и Курбан-байрамы. К тому же столько «свободных мест» в страдающем от точечной застройки мегаполисе можно найти только в парках и скверах. Мусульмане и наша организация ДУМЕР "Московский Муфтият" не претендуют на места отдыха москвичей. Если кому-то кажется, что за оградой садов много свободного места, то он путает столицу с деревней или райгородом.
Другие проблемы намного сложнее. Существует анекдот еще 1960-х: преподаватель в начале пары установил звукозапись своей лекции, в ответ студенты установили микрофоны. В реальности все будет хуже: имам это тот кто стоит впереди молящихся здесь и сейчас, а не где-то на голубом экране. Мы получим десятки и сотни проповедников, несущих абсолютно не подконтрольную ни Духовным управлениям мусульман, ни государственным властям информацию. Вместо мечети верующие будут собираться на стройплощадках, в подсобках рынков и магазинов, в кафе и столовых по домам и квартирам. И не хватит на эти сотни и возможно тысячи мест никакого ОМОНа. Мусульмане прекрасно смогут обойтись без громкоговорителей (советские навыки еще не забыты), только что и кто им будет говорить в этих укромных местах? У ДУМЕР нет четырехзначного количества подготовленных свободных имамов.
И самое главное, нельзя забывать о канонических требованиях: пятничная молитва, молитвы на Курбан-байрам и Ураза-байрам должны осуществляться в Соборных мечетях, публично и подконтрольно. Эту мусульманскую норму, где мечеть является основным центром веры, в России берет начало со времен императрицы Елизаветы (1741-1761) и детально была изложена в российском законодательстве при Николае I (1825-1855). При этом с 1756 г. было достаточно 200 постоянно проживающих душ мужского пола для строительства мечетей. Напомню, что по переписи 2010г. в Москве 150 тыс только татар. С нелегальными мигрантами надо бороться, но когда в мечети хватает места, то и татары туда охотно ходят. Посмотрите только на “Кул-Шариф” в казанском кремле по пятницам и другие мечети города. Кстати, когда самый центр Казани перегораживают для крестных ходов, парализуя в середине дня движение в самом центре, то мусульмане не возмущаются.
Еще со времен Елизаветы и особенно Екатерины II (1762-1796) особое внимание уделялось тому, чтобы прибывающие иностранцы ходили бы в мечети к российскому духовенству, а не слушали проповеди своих религиозных лидеров. Надеюсь, хотя бы императоров, возглавлявших Русскую православную церковь, не объявят агентами мусульман?
Я согласен с мнением председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова об этой надувной инициативе. Он откровенно сказал: «Я не думаю, что это как-то снизит количество присутствующих лиц, которые будут приходить в два главных мусульманских праздника к центральной мечети. Это раз.
Второе - я думаю, что наличие в парках таких вот объектов может порождать межконфессиональное недопонимание, может быть даже какую-то провокацию, именно умышленные провокации».
Можно строить мечети за МКАД, можно в рекультивируемых промышленных зонах, но не нужно это превращать в игру. Мусульмане никуда не улетят из Москвы, они крепко стоят на своих ногах. И не нужно им ничего надувного и разборного.
Дамир Мухетдинов, к. полит. наук