Перспективы ханафитского мазхаба
24.02.2007 13:37Мы уже неоднократно в своих публикациях обращали внимание на то, что любую радикальную идеологию невозможно уничтожить физически, как это пытаются осуществить силовые ведомства на Северном Кавказе, а в последние дватри года — и в Поволжье. В частности, «на вооружение силовиков взяты методы и технологии борьбы с терроризмом израильских спецслужб, где не ставится задача интеграции палестинского населения в общественную и государственную жизнь страны. Напротив, там стараются обеспечить постоянный фронт отчуждения и борьбы и формирования израильского общества на ненависти к окружающему арабскому миру. В Израиле практикуется установка презумпции виновности, действует принцип коллективной ответственности, когда по подозрению в соучастии в террористическом акте арестовывают всех родственников и не отпускают их до тех пор, пока не выловят якобы террориста, узаконены пытки и признательные показания, добытые под пытками» (цитаты из статьи «За рамками нормальной жизни» политолога, эксперта Государственной думы РФ Д. Халитова).
Задача российского общества гораздо сложнее: создать такие условия жизни, при которых радикальная идеология изжила бы сама себя, не будучи востребованной людьми. Именно этому и способствует видение Ислама традиционными юридическими школами — в частности, ханафитским мазхабом. В своей последней монографии «Исламская альтернатива и исламистский проект» один из ведущих исламоведов России д. и. н. А. В. Малашенко указывает на то, что «ханафитский мазхаб является фактором сдерживания радикализма». Так, он замечает, что последователи движения «Хизб ут-тахрир» идеологически противостоят ханафитскому учению. Действительно, как анализируют эксперты, приверженцы «“Хизб ут-тахрир” не относят себя к суннитам: у них иная методология взгляда на хадисы, они отрицают некоторые положения суннитской акиды и т. д.» (Ежова Ф. А. «“Хизб ут-тахрир”: детская болезнь халифатизма в исламской политике»).
Акида — это важнейшее направление богословия, которое затрагивает вопросы вероучения и идеологии общества. Разногласия в Исламе вызваны не столько разницей в мазхабах, сколько разногласиями именно в акиде. И если взгляды и биография Ибн АбдельВаххаба (основателя ваххабизма) хорошо известна русскоязычному читателю из многотиражной литературы, активно издающейся на деньги спонсоров из арабских стран, то методика и взгляды АбуХанифы практически неизвестны, хотя в истории мусульман СНГ наибольшее распространение получил именно ханафитский мазхаб. Эта школа является и признается в кругах специалистов самой толерантной и умеренной в Исламе. Однако на сегодняшний день книжные рынки наших стран переполнены литературой, пропагандирующей другие направления, которые призывают к агрессии и насильственным действиям против немусульман. Отсюда рождается непонимание исламской религии, ассоциируемой с эксклюзивизмом и экстремистским агрессивным настроем, в то время как в действительности значительная часть этих настроений снимается при грамотном богословском подходе, объясняющем конкретные ситуации в шариате в позитивном смысле.
Истоки терроризма в Исламе традиционно связывают с двумя средневековыми сектами крайних убеждений. Первые — хариджиты — откололись от большинства мусульман уже в 657 году, объявив обоих претендентов на руководство Халифата — Али и Муавию — вероотступниками. Хотя халиф Али завещал не вести с ними войн, сам он разгромил большую часть хариджитов в битве при Нахраване. Однако идеи хариджитов оказались популярны в некоторых частях Халифата среди наиболее отсталых слоев бедуинского населения. Хариджиты стремились провести в жизнь идеи «Царства Божьего» и полагали, что все прочие, кроме них, обречены на вечные муки. Крайние хариджиты проповедовали идеи обобществления имущества и социальной «уравниловки», считали кяфирами (неверными) всех, кто не согласен с ними; территорию своих противников рассматривали как «дар алькуфр» (земля неверных), так что ее население подлежало безусловному истреблению. Их воззрения отличались крайней нетерпимостью, а действия — предельной жестокостью. Не только мужчин из числа своих оппонентов они считали «великими грешниками» (то есть, согласно их доктрине, неверными), подлежащими убийству, но и жен и детей, под предлогом того, что им определены вечные муки в аду. После совершения террористической атаки на мирные поселения хариджиты скрывались в недоступных местах. В конечном счете все эти действия и идеи вызвали абсолютную ненависть к ним со стороны большинства населения Халифата, что и предопределило их военное поражение (в то время как в начале их деятельности люди массами шли к ним в надежде найти здесь идеальное общество во главе со справедливым правителем и с абсолютным равенством всех членов движения). Но перед тем хариджитам удалось нанести ряд серьезных ударов по единству Халифата и социальному развитию исламского общества. Так, именно от рук хариджитов во время теракта в мечети пал четвертый праведный халиф и зять Пророка Али. Из хариджитов выжили только наиболее умеренные — ибадиты, которые отказались от терроризма.
Второй сектой в Исламе, использующей терроризм, стали исмаилиты. Будучи эксклюзивистами во взглядах на религию и используя запрещенные шариатом методы — наркотическое опьянение, — они наводили страх и ужас на верхи и низы мусульманского общества в XII–XIII вв., убивая всех несогласных с ними и легко идя на самоубийство во время совершения теракта (под воздействием наркотиков). Исмаилитов зомбировали в высокогорной крепости Аламут в Иране, внушая им под воздействием наркотиков, в частности гашиша, то, что такое же наслаждение, как от наркотического опьянения, они получат в Раю, идя на верную гибель. Многие наивные исмаилиты пали бессмысленными жертвами их лидеров. Сначала население Халифата было лояльно к ним: ведь они атаковали сельджуков, убивая их военачальников и наместников, особенно тех, кто был известен своей коррумпированностью и был нелюбим народом. Однако позже весь мусульманский мир стал решительно настроенным против их тактики террора и относился к ним как к вероотступникам. Центр деятельности исмаилитовассасинов был уничтожен во время нашествия монголов, после чего движение исмаилитов мигрировало в Индию и позже трансформировалось в нынешнее либеральное течение во главе с Агаханами.
Терроризм в России имеет старинные корни и так же связан с деятельностью группировок, враждующих с властью по идеологическим или социальнополитическим причинам. В дореволюционной России терроризм активно использовался левыми и левацкими движениями (народники, эсеры, социалдемократы и др.); в советское время к нему прибегали националистылеваки (армянские дашнаки, устроившие несколько терактов в Москве аж в 1970‑е годы). На Северном Кавказе в наше время идейно мотивированный терроризм появился далеко не сразу — до возникновения чеченского конфликта провокации с захватами самолетов и вертолетов носили безыдейный характер бандитских вылазок. Однако данный вид бандитизма, наложенный на свежие впечатления чрезвычайно жестокой войны в Абхазии (с футболом из отрезанных голов в Сухуми), вошел в соприкосновение с идеологией экстремистов из арабских стран, которые приехали в Чечню не столько ради финансовой выгоды, сколько для участия в «джихаде против неверных». Онито и помогли с идейной мотивацией терроризма.
Отныне все воюющие против сепаратистов объявлялись неверными; все сочувствующие неверным, включая чеченцевмусульман, также становились неверными, а имущество и кровь неверных, по логике буквалистов, разрешены шариатом. Дальше — больше: неверными постепенно объявлялись или становились все, кто не поддерживал движение сепаратистов. Как обычно в истории, носителями терроризма становились люди самые неграмотные и с низкими социальными запросами, к тому же жившие изолированно или представлявшие собой отдельный клан. В отличие от многих боевиков террористы должны были пройти особую психологическую подготовку, в ходе которой использовались методы внушения идей «избранности» террориста перед Богом, его особой миссии; обещание Рая и вечного наслаждения в нем. Эти и другие идеи, наряду с желанием мести, являлись ключевой движущей силой террористов и террористок из Чечни в современности, и практически ничем не отличались от идей средневековых хариджитов или исмаилитов.
Разгром терроризма должен включать в себя несколько стадий и соответствующих им действий.
1. Если на первой стадии без вооруженного физического подавления очагов терроризма не обойтись, то на последующих одно лишь физическое преследование не способно ликвидировать идеологию эксклюзивизма в религии, на которую опираются все экстремистские круги. Недаром халиф Али завещал преемникам не применять к террористам своего времени методы насильственного преследования и уничтожения: истребить можно носителей идеологии, но не саму идеологию, которая, слово заразная болезнь, находит для себя все новых и новых носителей.
2. Именно поэтому важно создавать особую атмосферу неприятия не только методов террористов, но и их религиозных воззрений (эксклюзивизм, такфиризм, якобы наличие справедливого правителя). Следует помнить, что в истории Ислама терроризм обрекал сам себя на гибель тогда, когда общественное мнение разочаровывалось в нем и оборачивалось против него.
3. Но еще более важным следует признать третью, самую главную стадию борьбы с терроризмом в Исламе — стадию религиозного обоснования ошибочности, преступности террористов и неизбежности Божественного проклятия в их адрес. Только тогда, когда АбуХанифа обосновал богословскоправовые нормы, приравнивающие хариджитов к гибельной перед Богом ереси, это движение трансформировалось в умеренное, навсегда сняв радикальную риторику с повестки дня.
В пользу того, что противодействие радикальному настрою следует оказывать прежде всего с позиций богословия, наглядно свидетельствуют работы специалистов, исследующих феномен терроризма. Л.В. Перепелкин в статье «Современный терроризм и его религиозные обоснования» указывает на то, что «группа авторитетных турецких ученых в 2004 году опубликовала книгу “Ислам о терроре и акциях террористовсмертников”. Основной вывод авторов заключается в том, что убийство и самоубийство в Исламе запрещены, а следовательно, те группы, которые это практикуют, отошли от Ислама. По мнению другого, не менее авторитетного автора, Мухаммада Хасана, терроризм на исламской основе присущ такому направлению салафизма, как такфиризм».
Общеизвестно, что в целях распространения в общинах верующих мусульман на территории России экстремистских идей и радикальных настроений активно используется перевод, издание и широкое распространение соответствующей литературы, подготавливающей читателя к неадекватному восприятию общероссийских социальных и национальных ценностей. Для противодействия этим тенденциям одних лишь правоохранительных мер явно недостаточно, ибо государственные органы надзора не в состоянии отследить радикальную литературу и отфильтровать ее от общепризнанных в Исламе трудов по богословию. При этом важно осознавать, что работы по Исламу в нашей стране широко представлены только в исполнении светских ученыхвостоковедов; как правило, читателимусульмане предпочитают иные трактовки этих трудов, относясь к ним с подозрением и недоверием. На сегодняшний день и система мусульманского образования, и книжные полки при мечетях, и библиотеки российских мусульман нуждаются в комплексных и базовых учебниках по Исламу, которые охватывали бы широкий круг богословских дисциплин и приводили бы к унификации многочисленных и порой конфликтующих идеологических школ, к профилактике экстремизма и радикализма в обществе. Мы изначально во главу угла своей деятельности ставили борьбу с экстремизмом на идеологическим уровне, для чего занимаемся изданием качественной литературы по Исламу с учетом традиционного богословия и в рамках исторически распространенного среди мусульман Поволжья ханафитского мазхаба.
Д.В. Мухетдинов