Вениамин Попов: Россия призвана стать мостом цивилизаций!
06.11.2007 18:25Вениамин Викторович Попов — известный в России и в исламском мире дипломат. В последние годы буквально у нас на глазах именно благодаря Попову, его дипломатическому мастерству и личному обаянию, президент России осуществил прорыв в российскоисламских отношениях. Вениамин Викторович стал — впервые в истории нашей страны! — представителем РФ при ОИК (Организации Исламская Конференция), наладил беспрецедентно открытые и плодотворные связи практически со всеми странами исламской цивилизации.
Теперь он дипломат в отставке. Но ведь недаром говорят: дипломаты бывшими не бывают! Свой уникальный опыт и связи Попов теперь реализует в статусе Директора по внешним связям Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования. Этот Фонд создан не просто для финансовой поддержки позитивных сил, но и для модернизационного рывка в российской умме, который должен вывести ее из сложившегося за 15 лет ступора, породившего коррупцию и недееспособность, с одной стороны, и экстремизм — с другой. Но задача Попова в этом Фонде — не эти внутрироссийские хирургия и профилактика, а — внешние связи, промывание прорубленного Путиным «окна в Азию». Кроме того, из уст Вениамина Викторовича 2 августа 2007 года на прессконференции в РИА Новости в Москве прозвучало дерзкое заявление о создании Центра партнерства цивилизаций — причем ни больше ни меньше, как для выработки новой концепции миропорядка!С таким специалистом, мыслителем, гражданином, как Попов, надо быть знакомым поближе. Чтобы лучше понять взгляды этого уникального человека, предлагаем читателям беседу с ним Джанната Сергея Маркуса.
— Вам посчастливилось выполнить уникальную миссию в истории российской дипломатии — по поручению президента России заново выстроить отношения с исламским миром и фактически «прорубить окно в мир Ислама». Расскажите, пожалуйста, как вообще вы стали дипломатом?
— Когда мне было 12–13 лет, я впервые прочитал «Сказки 1001 ночи». Они поразили меня. Еще был такой известный фильм «Багдадский вор». Тогда кинематограф оказывал на подрастающее поколение гораздо большее влияние, чем сейчас. С тех пор я уже твердо знал, что должен выучить арабский язык и поехать на арабский Восток.
После школы поступил в МГИМО — Московский государственный институт международных отношений. Работал в нескольких арабских странах, в том числе в Египте, Сирии и Ираке. Был послом сначала в Северном Йемене, затем в объединенном Йемене, после этого в Ливии и Тунисе. По возвращении из Туниса была создана, впервые в практике МИД, группа по исламскому фактору, и я стал ее руководителем — и стал называться послом по особым поручениям по связям с ОИК — Организацией Исламская Конференция. Связей тогда еще не было — с 2002 года мы их энергично устанавливаем, и в 2005 году, а точнее 30 июня, на Конференции министров иностранных дел странчленов ОИК, Россия стала наблюдателем в этой второй по численности после ООН международной организации.
— Итак, в чем именно заключалась задача, поставленная перед вами, когда вы стали послом по особым поручениям в МИД РФ?
— Главная задача была в том, чтобы наладить прочное сотрудничество с мусульманскими странами, а их, напоминаю, 57! В 2003 году в августе Владимир Владимирович Путин, находясь в Малайзии, выдвинул свою знаменитую инициативу о присоединении России к ОИК. Это был один из самых крупных шагов новой российской дипломатии — наладить устойчивые и добрые связи было нелегко, особенно после Афганистана и с учетом событий в Чечне. Президент лично уделял большое внимание реализации сделанного им в Малайзии заявления.
Реакция на эту инициативу в нашей стране и в исламском мире была в основном позитивной. Но были и противники. Понадобилось два года многочисленных и непростых контактов для того, чтобы реализовать поставленные задачи. Это был весьма насыщенный период, и я надеюсь, что позже сумею рассказать обо всех перипетиях этого, безусловно, захватывающего дипломатического марафона…
— Каково было самое трудное задание, которое было перед вами поставлено?
— Трудных поручений было много. Арабоизраильскую войну 1967 года я встретил в Каире — и сама война, и последующий период были наполнены весьма крутыми поворотами и неординарными событиями. А в следующую арабоизраильскую войну 1973 года я был уже первым секретарем в нашем посольстве в Дамаске.
Практически я чудом остался жив! Драматических моментов было много. Я надеюсь года через два продиктовать свои впечатления от этих войн и озаглавить их «Две войны из окна посольства».
— Поделитесь с нами: а каков самый смешной случай за время вашей дипломатической карьеры?
— Дипломат должен обладать разносторонними знаниями, умением находить общий язык с разного рода собеседниками. Но прежде всего — надо хорошо знать язык. И в этом я убедился в 1967 году. Однажды, переводя беседу нашего посла в Египте с президентом Гамалем Абдель Насером, я неверно произнес одну из гласных, и в результате получилось не «откладывание» встречи, а ее… «ускорение»!
Насер переспросил и потом несколько раз смеялся над тем, как я перепутал гласные. А в результате — представьте себе! — могли возникнуть осложнения в двусторонних отношениях.
— Мусульмане в России нередко говорят: наш президент начал качественно новый диалог с зарубежным миром Ислама, не имея при этом надежного тыла — субъекта мусульманского сообщества внутри страны. Умма раздроблена, ее лидеры малоквалифицированны, не налажены процессы образования, СМИ, особенно работа с молодежью. Потому президент и не брал в свои «исламские визиты» представителей ДУМ — духовных управлений мусульман.
Как в таких условиях можно полноценно вести диалог с зарубежными мусульманами?
— Первое. После почти 70 лет атеизма в нашей стране, естественно, процесс возрождения духовности идет непросто, но бурно. Я думаю, что со временем все войдет в свою колею.
Президент Владимир Владимирович Путин, кстати, на Конференцию глав мусульманских государств в 2003 году в Малайзию брал с собой представителей Духовных управлений мусульман. Я хорошо помню, что глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа шейх Исмаил Бердиев произвел большое впечатление, когда молился вместе со всеми мусульманами в мечети КуалаЛумпура.
А в нынешнем году в России создан Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, который будет содействовать ликвидации тех прорех, которые были у нас в мусульманском образовании и воспитании.
С 2006 года функционирует Центр арабских и исламских исследований, который постепенно налаживает связи с соответствующими организациями в исламских странах. Я думаю, что полноценный диалог с братьями по вере у наших мусульман постепенно будет приобретать более четкие и плодотворные формы.
— Говорят, что Россия в своей «восточной политике» похожа на «потемкинскую деревню, торгующую оружием». По сути, повторяются наработки советского времени и вновь используется широкий рынок вооружений — но не более. Вы согласны с такой оценкой?
— Нет, не согласен. У нас масса примеров плодотворного экономического сотрудничества с Турцией, Ираном, Саудовской Аравией (саудовцы с нашей помощью запустили семь спутников в космос), Марокко, Египтом и т. п. В последнее время активный интерес к сотрудничеству с Россией, в первую очередь в области экономики, проявляет Афганистан.
Я думаю, что ближайшие годы будут свидетелями новых совместных с мусульманскими странами проектов в экономической и финансовой областях.
— Каковы перспективы диалога России с исламским миром в условиях, когда — по вашей оценке — Запад будет в ближайшие 10–15 лет лишь усиливать конфликт?
— Россия практически во всех мусульманских странах воспринимается как дружественная страна. Иногда нас называют «частью Запада», но того Запада, который хорошо понимает мусульманский Восток. Конфликты и конфронтации не в наших интересах. Россия, которая имеет большое мусульманское меньшинство, хорошо понимает мусульманский мир. Будучи европейской страной, мы активнейшим образом сотрудничаем с Западом.
Характерно, что двуглавый орел на нашем гербе смотрит и на Восток, и на Запад! И в условиях набирающей силу холодной войны между Западом и исламским миром Россия может сыграть роль своего рода связующего звена или, если хотите, цивилизационного моста — с тем чтобы решать существующие споры не силой оружия, а посредством переговоров, какими бы длительными они ни были.
Я не сомневаюсь в том, что наше сотрудничество с мусульманскими странами будет продолжаться и расширяться.
— Дважды за последний год вы проводили презентации книг, выпущенных издательским домом «Медина»: сборника статей доктора философии Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности» и Тафсира Корана Абдуллы Юсуфа Али. Что качественно нового в этих изданиях заставило вас взяться за их презентацию?
— Ислам делает особый акцент на образовании и просвещении. Широко известны высказывания Пророка Мухаммада на этот счет. В Нижнем Новгороде в Духовном управлении это хорошо знают и пытаются реализовать. Там работают увлеченные и преданные своему делу люди. И в итоге Нижний Новгород становится одним из главных интеллектуальных центров мусульманской мысли в России.
Почти 70 лет мусульмане были практически лишены доступа к знаниям о своей вере. И издательство «Медина» многое делает для того, чтобы восполнить этот пробел. Такую работу можно только приветствовать!