Айрат Мухаметзянов: Единство – один из наиболее актуальных вопросов уммы
01.08.2008 12:33Верхняя Пышма - город-спутник Екатеринбурга. Сегодня одной из его достопримечательностей является Мечеть имени имама Исмаила Аль Бухари, Другое ее название - "Медная". Сегодня на вопросы нашего кор-та отвечает имам Айрат Мухаметзянов.
- Айрат-хазрат, прежде всего, объясните, почему мечеть
получила такое название?
- Мечеть была построена 6 лет назад, в 2002 году при непосредственном
спонсорстве и кураторстве Уральской Горно-металлургической компании,
президентом которой является Искандар Кахрамонович Махмудов, уроженец Бухары.
Головное предприятие компании находится в нашем городе, оно специализируется на
производстве меди, медной катанки. Во-вторых, вся крыша мечети, а здание
возведено турецкими мастерами по классическим канонам, покрыта медью.
В-третьих, говорят, что под мечетью, глубоко под землей находятся закрытые
медные шахты.
- Вы когда стали имам-хатыбом мечети – в 2002-м году?
- Нет, к сожалению, получилось так, что мечеть после
строительства юридически относилась к ЦДУМ, естественно, имамом в ней
служил представитель Талгата Таджудина. По уставу ЦДУМ имам назначается
пожизненно, поэтому после строительства мечети начались противоречия между
общиной, администрацией города и имамом от ЦДУМ. Противостояние длилось два
года. Для разрешения этого конфликта на меня вышли в Казани, и ДУМЕР направило
меня в Верхнюю Пышму. Я решил вопрос юридически и подвел Медную мечеть под
юрисдикцию ДУМЕР.
- Община в городе многочисленна?
- Смотря что иметь в виду под общиной. В городе Верхняя
Пышма 70 тысяч населения, из них, как говорят, 10 процентов этнических
мусульман. Это татары и башкиры, они не практикующие мусульмане. В виду того,
что город находится всего в 15 км от Екатеринбурга, я взял на работу вторым
имамом таджика. Мы четко придерживаемся ханафитского мазхаба, и сегодня много
практикующих мусульман, в основном это мигранты, они к нам приезжают из
Екатеринбурга по пятницам. До моего прихода в мечети на джума-намазе было 10
человек, сейчас - примерно 700-800, мечеть полностью заполнена.
- Какую работу вы ведете с прихожанами?
- В выходные у нас работает школа, курсы. Сейчас обучение
ведется по программе третьего курса. Кроме этого, в любой день и час могут
прийти люди и заниматься, имам готов отвечать на вопросы. Мы организовали
компьютерный класс с выходом в Интернет, молодые люди приходят и занимаются в
нашем Интернет-кафе. Во-вторых, мы организовали шикарную библиотеку. Назвали ее
«Общечеловеческие ценности». Кроме книг на арабском языке, с которыми нам помог
один из бизнесменов из ОАЭ, у нас книги на русском и татарском языках. И не
только об исламе, есть литература по христианству и другим религиям.
Представлена философская, медицинская, художественная, историческая, детская
литература. Детей, к сожалению, пока к нам ходит мало. Поэтому мы организуем
детский исламский лагерь, в прошлом году в нем отдыхало 15 человек, на этот раз
будет больше. И спортивные игры, и экскурсии для ребят - все бесплатно.
- Айрат-хазрат, вы сами родом из Казани?
- Да, в 1989 году я закончил исторический факультет КГУ,
работал три года учителем, потом стал практикующим мусульманином. Пошел учиться
в Высшее Казанское медресе 1000-летия принятия ислама, стажировался в Сирии,
служил имамом в одной из деревень Татарстана. В 1996-м году, вернувшись из
Сирии, я поступил в аспирантуру Института истории АН Татарстана имени
Ш.Марджани. В прошлом год защитил диссертацию на тему «Трансформация
институтов мусульманской общины Татарстана. 1920-30-е годы».
- Вы принимали участие в тех событиях, которые
предшествовали созданию единого Духовного управления мусульман РТ. Оно в
феврале нынешнего года отметило свое 10-летие. Вы как оцениваете его работу?
- Положительное в этом то, что для руководства Татарстана
есть одна единая мусульманская структура, с которой оно имеет дело. Более
тысячи общин, которые входят в состав ДУ, четко структурированы, есть
имамы-мухтасибы 45 районов, каждый ведет соответствующую работу. Это большой
успех. Но главное не это. Я уже 4 года не работаю в Татарстане. Когда я туда
приезжаю, я вижу большие сдвиги. В каждом магазине можно увидеть продукты
халяль. Появляются мусульманские детские сады, говорят о создании
мусульманского ресторана, т.е. формируется мусульманская инфраструктура,
которая помогает истинным мусульманам жить и чувствовать себя в Республике
комфортно и уютно.
- А как обстоят дела в Свердловской области?
- Свердловскую область я сравниваю с Татарстаном 10-15
летней давности. Примерно такое же положение, раздробленность, нет единства.
Отсутствие единства накладывает отпечаток на все процессы, которые происходят в
области. Примерно половина общин под каноническим управлением ЦДУМ, вторая
половина – под ДУМАЧР, три общины, в том числе и моя, относятся к ДУМЕР. В
Челябинской области две общины относятся к ДУМЕР. Есть общины, а особенно
администрация ряда городов, которые выражают желание работать именно с ДУМЕР.
Почему я тяготею к Москве? В ЦДУМ действует старый Устав, еще царского времени,
согласно которому верховный муфтий и имамы избираются пожизненно. Это никуда не
годится. Мы живем в демократическом обществе. На мой взгляд, наиболее
демократично, когда имам избирается на 3-5 лет. В этом случае имам чувствует
ответственность перед своей общинной. Ведь через определенное количество лет он
должен отчитаться за свою работу, Его самого будет волновать вопрос - его
изберут мусульмане или нет. Имам должен быть всегда на коне, чтобы считаться
главой общины.
- Вы – один из тех имамов, кто постоянно поднимает вопрос о
единстве уммы России. Вы считаете этот вопрос наиболее актуальным сегодня?
Какую роль в этом, на Ваш взгляд, может сыграть власть?
- Единство – всегда актуально. Чем дольше не решается этот
вопрос, тем он актуальнее. Я считаю, что по примеру Татарстана должно быть
создано единое ДУ мусульман России. Мы должны выступать в одном лице перед
государственными структурами, тогда будет легче работать. Пока я живу, буду
стоять на этих позициях.
- Ваши задачи сегодня как имам Медной мечети?
- Моя основная задача - на основании трехстороннего
соглашения, подписанного 30 марта 2005 года администрацией города Верхние
Пышма, ДУМЕР и руководством Уральской горно-металлургической Компании -
организация исламского комплекса при мечети. Мы планируем, что он будет
включать в себя образовательный центр, библиотеку, кафе, конференц-зал,
спортивную комнату, музей истории имама Исмаила аль-Бухари, поскольку мечеть
носит его имя. Каждый мусульманин должен найти в центре то, что ему по душе,
что ему хочется. Отмечу, что у нас создан прецедент: вся политика Уральской
горно-металлургической компании сводится к тому, что мечети, церкви, социальные
объекты не только строятся, но и берутся компанией на содержание. Мы действуем
на основе Договора о пожертвовании, по которому подсчитываются все расходы на
мечеть в течение года, и нам помогают средствами. К нам сегодня приезжает много
людей, в том числе и на экскурсию, чтобы посмотреть на мечеть и помолиться в
ней.
Беседовала Людмила ЖУКОВСКАЯ
04.07.2008