Наиля Фахрутдинова: Ислам – огромная мобилизующая сила
01.08.2008 12:27Африки как единого целого не существует, несмотря на наличие и развитие ряда общеафриканских структур. Так считают ученые. Отдельные страны столь резко различаются по цивилизационным характеристикам, уровню и темпам экономического развития, что кажется, будто они находятся на разных континентах. Об этом и многом другом речь шла на 11-ой конференции африканистов, которая прошла в Институте Африки РАН и собрала около 300-т ученых. В их числе – научный сотрудник Института Африки РАН Наиля Фахрутдинова.
- Наиля, Вы занимаетесь проблемами развития ислама и
политизации ислама в арабских странах Африки. Это не дань моде? Ведь сегодня
так много говорят о политическом исламе.
- Я пришла в Институт Африки в 1979-м году, как раз в это
время происходили бурные события в Иране, в Афганистане. Сразу возник вопрос –
почему вовлекается ислам в сферу политической деятельности различных
идеологических направлений в странах региона? Безусловно, у ислама – огромная
роль в становлении многих стран. Это связано с тем, что в доктрине ислама
содержится ряд положений, связанных с улучшением состояния людей неимущих, одно
из них - необходимость выделять им часть своего богатства. Все это привлекало к
исламу многие народы. Мы знаем множество примеров национально-освободительных
движений, которые шли под знаменем ислама. Но в большей степени, мне кажется,
политизация происходит в арабских странах. Почему? Потому что ислам для арабов
– это не заучивание догм. Каждый раз, когда наступают трудности, кризисы в
социально-политическом развитии этих стран, они обращаются к истокам, к
религии, пытаются найти подсказку или решение тех проблем, которые
возникают, в религиозной доктрине.
- Мера политизации ислама разная в арабских странах, чем это
можно объяснить?
- Да, безусловно, мера политизации разная. Мы знаем, что в
рамках ислама действуют самые различные силы – от совсем умеренных до слишком
политизированных, вплоть до террористов, которые действуют под знаменем ислама.
Ясно, что никакая религия не может быть оправданием террористических актов. Мы
знаем, что в исламе существует такое понятие, как иджтихад, т.е. право на
толкование Корана. Современный ислам пытается приспособить отдельные постулаты
к потребностям жизни. Но это дело факихов, а не малообразованных в вопросах
богословия мусульман. Их толкования оправдывают их собственные, зачастую
эгоистические интересы в борьбе за власть.
Ислам – огромная мобилизующая сила. Например, Алжир строил
социализм и тогда использовался Коран для поддержки своих социалистических
лозунгов. Выискивались аяты, которые подтверждали закономерность и
правомерность строительства социализма. Интересен пример Египта, да и наших
среднеазиатских Республик. В свое время там женщины боролись за то, чтобы снять
платки, а сейчас они борются за то, чтобы их носить. Министр культуры Египта
обращался к женщинам: как же так? Ваши матери снимали платки в университетах, а
вы – закрываете лицо!?
- Пять арабских стран Северной Африки – по-разному идет их развитие,
наверное, в том числе и потому, что разное отношение к исламу?
- Вы совершенно правы в том, что степень привлечения религии
к управлению государством, использование религии правительственными и
оппозиционными политическими силами, конечно, разная. Добавлю, что в арабских
странах Африки – авторитарные режимы. Это характерная особенность. Есть
такая арабская пословица: в одной чалме двух голов не бывает. В зависимости от
того, какой в стране лидер, так и используется ислам.
В Тунисе времен Хабиба Бургибы строилось светское
государство, хотя им также использовалась исламская риторика для подтверждения
своих декретов. Но в большей степени это было светское государство, светское
правительство. Даже в Гражданском кодексе, принятом во время его правления,
права женщин были прописаны настолько демократично, что Тунис был впереди всех
по части заботы о женщинах. (Тем не менее, женщины в Тунисе также были
ограничены в своих правах, только с другой стороны, ведь, как известно,
тунисским мусульманкам, в том числе школьницам, запрещалось ношение платков,
что никак не вяжется с демократическими принципами – Прим. ред.) Президент Бен
Али проводит грамотную экономическую политику, и сегодня Тунис по уровню
доходов населения – одна из самых богатых стран в Африке. При этом страна не
обладает никакими крупными запасами полезных ископаемых, как соседние Алжир или
Ливия. Это, возможно, сыграло положительную роль в развитии Туниса, потому что
они опирались на собственные силы. Средства вкладывались в образование. Главное
достояние страны – человек. Сейчас в Тунисе почти 100%-ная грамотность, причем
тунисцы двуязычны. Когда такая грамотность, когда человек сам может прочитать
Коран, в том числе и, например, тафсир по-французски, его не обманешь неточными
трактовками Корана. То есть почвы для появления террористических движений в
Тунисе нет. Было одно время Движение исламского направления, но оно не получило
широкого распространения, и таких печальных последствий, какие были в Алжире, в
Тунисе не было.
В Египте времен правления Насера исламская риторика
использовалась в строительстве социализма. Потом Анвар Садат, проводивший
политику инфитаха, использовал те же самые догмы для оправдания своей политики
открытых дверей. Он был ярым антикоммунистом, и чтобы поставить заслон коммунистическим
идеям, активно использовал ислам. Если Насер посадил «Братьев-мусульман» за
решетку, то Садат их освободил, и тем самым выпустил джина из бутылки.
- На 11-ой конференции африканистов вы выступили с докладом
«Проблемы ислама в зеркале современной западной политической мысли». Как я
поняла, эта мысль неоднородна.
- Совершенно верно. Есть ученые, которые с большой симпатией
относятся к арабским мусульманским странам, они понимают, какую огромную роль
играл и играет ислам в истории и культуре этих стран, какая это мобилизующая
сила. Они адекватно и справедливо оценивают многие события, которые происходят
в этих странах под религиозной окраской. Есть и другие, я бы назвала это
реакционным направлением в отношении ислама. Оно использует от совершенно
открытой клеветы на мусульман и их религию до завуалированных форм, нападок.
- С какими работами Вы посоветовали познакомиться российским
мусульманам?
- В первую очередь Бернарда Льюиса, которого считают
дуайеном ближневосточных исследований. Даже неполный перечень его работ «Ислам
и запад», «Арабы в истории», «Политический язык в исламе» говорит о
пристальном, далеком от политической конъюнктуры, взгляде ученого. Среди его
работ я бы выделила книгу «What went wrong». Она была издана в Лондоне в 2002 году.
Автор ставит вопрос: что такого произошло в истории, что государства, которые
были в лидерах, вдруг превратились в отстающих? Британский профессор не ставит
вопрос о том, что мусульмане сделали с исламом. Он не склонен искать внешние
причины и виноватых в отставании мусульман. Он утверждает: вина в поиски
виноватого – турки, монголы, империалисты, евреи или американцы – продолжается,
и конца ей не видно. Для регрессивных правительств и неэффективных правительств
мусульманских стран, полагает ученый, эта игра служит полезным, даже
существенным средством объяснения причин бедности, которые они сами не смогли
ликвидировать. По мнению Льюиса, нужно задавать вопрос: в чем мы, арабы,
ошиблись? Этот вопрос ведет к следующему: как нам исправить существующее положение?
Арабы, я считаю, уже поняли это. Последние события в
арабских странах показывают, что используя свои традиции, свою религию они
могут вписаться в общедемократическое русло всемирной истории, что их
религия не чужда демократии, что в рамках ислама вполне возможно существование
демократических институтов. Это мы сейчас и наблюдаем – развитие гражданского
общества. Египет – по оценкам многих специалистов – лидирует в области
реформирования бизнес-организаций. Я оптимистично настроена в отношении будущего
арабских стран, они займут достойное место в мировой экономике. А о
столкновении цивилизаций, я считаю, не стоит говорить, столкновения нет и быть
не может. Возьмем Египет: там сильная коптская церковь, и она никем не
преследовалась. В Вафдистком правительстве было много коптов. Бутрос Гали,
бывший генеральный секретарь ООН, - копт. Примеров таких масса.
- Наиля, где можно познакомиться с Вашими работами?
- Я - автор в коллективных монографиях, из последних назову
«Власть и политика». Сейчас мы готовим большую монографию о развитии
гражданского общества в Африке, в частности, я автор главы о развитии
гражданского общества в арабских странах. Моя личная монография – о проблемах
Судана. Ее точное название - «Исламский фактор в общественно-политическом развитии
Судана», она вышла в 2004-м году.
Беседовала Людмила Жуковская
26.06.2008