Айдар Хабутдинов: «Жизнь историка — служение своему народу»
01.08.2008 12:17Доктор исторических наук Айдар Юрьевич Хабутдинов — это имя хорошо известно читателям нашей газеты. Многочисленные публикации написаны им. Но так случилось, что мы очень мало знаем о нем самом, ибо никогда ранее не брали у него интервью. Исправляя этот досадный пробел, хотим познакомить вас поближе с этим редким по своим дарованиям человеком.
— Вы человек, по-своему уникальный для Татарстана: в 29 лет
— самым молодым в истории республики — стали доктором исторических наук. Почему
вы, став специалистом по политической истории татар, затем активно занялись
историей российских мусульман? Вас интересует исламская составляющая как часть
истории — или это скорее зов предков?
— Да, во многом к этому располагает сама история моего рода.
Первый из известных мне из имамов и мударрисов среди моих предков был шейх
ордена накшбандийа Фазлулла б. Файзулла (умер в 1871 году). Его биография
содержится в хронике «Асар» («Следы»), созданной муфтием Центрального Духовного
управления мусульман Ризой Фахретдином. Он возглавлял медресе аула Такталачык,
крупнейшее тогда в ныне Актанышском районе Татарстана, и был близок к кругу
стерлибашских шейхов Тукаевых. Учителем Фазлуллы был Шагиахмед б. Рафик
ас-Симеки, учившийся у основателя татарского классического богословия
Абдуннасыра Курсави.
Биография его дочери Маадинельждамал дана в словаре «Машхур
хатыннар» («Знаменитые женщины») Ризы Фахретдина. На ней женился Якуб Мансуров,
чей род имамов связан с аулом Терси (ныне Агрызского района Татарстана). Они
переехали в близлежащий аул Яна-Элем (Новоалимово), который стал их родовым
гнездом. В свою очередь, Якуб был учителем Нигматуллы Буби, отца видных улемов
и общественных деятелей Габдуллы, Губайдуллы и Мухлисы (казыя ЦДУМ). Многие мои
агрызские родичи учились в медресе Буби. Среди них два ключевых создателя
Татарской республики в 1920-е годы: вице-премьер Гасым Мансуров и нарком
земледелия Юнус Валидов.
Якуб и Лутфулла Мансуров была ахунами. Последний, как и его
друг Риза Фахретдин, наряду с мусульманским, дал всем детям среднее русское
образование. Двое его сыновей Лутфулла и Лутфрахман были видными деятелями
Идель-Урал Штата, а затем с рядом наших родственников участвовали в создании
Башкирской республики. Так, что в моем роду хватает улемов, мударрисов и
политиков.
— Иначе говоря, мусульманскую составляющую, действительно,
невозможно выделить из общей истории народа — это безжизненно и искусственно. А
в ком из предков вы видите черты своего характера?
— Я скорее пошел в род Сайфуллиных, видных просветителей, с
которыми породнился сын ахуна Лутфуллы Хайрельанам. Он учился в Казанской
татарской учительской школе одновременно с Садри Максуди, Гаязом Исхаки и целой
плеядой других национальных деятелей. А его однокашниками были основатели
татарской социал-демократии Хусаин Ямашев и Гафур Кулахметов. Ряд семейных
документов напечатан в качестве иллюстраций в моей последней книге «От общины к
нации: татары на пути от Средневековья к Новому времени (конец XVIII — начало
XX века)». Так что можете их там порассматривать... Хайрелаьнам, как и его
тесть Имаметдин Сайфуллин, учительствовал на Южном Урале, где общался с Ризой
Фахретдином и Дэрдмендом. Признаться, я долгое время считал эти семейные
рассказы легендами, но, работая с архивными документами и газетными подшивками,
нашел им фактическое подтверждение.
Я не сразу пришел к осознанию своего призвания. Ведь в
1980-е годы центр Казани выглядел как чисто русскоязычный город. Мое стремление
заняться историей татар после окончания английской спецшколы вызывало у многих,
мягко говоря, недоумение. Но эти усилия нашли поддержку у моих родителей. Моя
мать — радиожурналист Эльвира Кудрецкая (Кудрятова) — вела долгие годы
единственную научную программу в Казани — «Клуб Абу Гали Сины», а отец, Юрий
Гайнетдинович, работает на кафедре метеорологии госуниверситета. Мы же с женой
Милеушой образуем тандем: она защитила первую диссертацию по творчеству
классика татарской литературы Хади Такташа. А еще мы растим двух сыновей:
Арслана и Карима. Так что род и его гуманитарные традиции продолжаются…
— Почему вы, коренной казанец, у которого даже нет мишарских
корней, столь активно участвуете в нижегородских проектах, которые многим
кажутся сугубо «мишарскими»?
— Мусульмане Волго-Уральского региона и Сибири должны меньше
зацикливаться на племенных, районных и аульных различиях. Прежде всего они
члены единой нации (миллета). Их объединяют литературный татарский язык, общая
история государственности и религиозных учреждений, богословская, литературная,
философская, политическая традиции. К сожалению, очень мало сделано для того,
чтобы школьники и студенты даже в Татарстане ознакомились с этим наследием.
Посмотрите, как русские, казахи, другие народы, массово
издают труды и биографии классиков своей истории и философии,
литературоведения, классические учебники, хрестоматии! А где печатается наше
российское мусульманское наследие, труды татарских алимов?
Мое сотрудничество вначале с Нижним Новгородом, а затем и в
рамках общероссийского проекта Издательского дома «Медина», получившего ныне
регистрацию в Москве, было связано со стремлением вернуть российским мусульманам
их наследие. Необходимо анализировать его так, чтобы это было понятно
современному, светски образованному человеку. Значит, нужно преподнести
интеллектуальный продукт в виде брошюр, словарей и учебных пособий. Нужно в
соответствии с выработанной позицией откликаться и на события современности.
Ведь, помимо научных и учебных изданий, существуют и сайт www.IslamRF.Ru, и
газета «Медина» — для оперативного реагирования и быстрых комментариев на
текущие проблемы современности.
А уроженцем Мордовии был первый муж моей бабушки, поэт Хади
Такташ. Она похоронила его в 1931 году в 22 года и сохраняла безграничное
уважение к нему до смерти в 1984.
— И при этом вы еще взялись за научное руководство новым
московским журналом — что это за проект?
— Сегодня выросло новое поколение ученых, владеющих арабским
и европейскими языками, они изучают свое наследие, прежде всего, на основе
трудов наших предков. В исламоведении нашим органом стал журнал «Pax Islamica»,
издающийся Фондом имени Шигабутдина Марджани в Москве. Так что будут достойные
материалы — пишите.
Сегодня, в отличие от прежних времен, ученым не дают ни
квартир, ни дач. А значит, в науке среди поколения 30–40-летних остались люди,
для которых она — смысл жизни, а не отстойник для неуспешных в других областях.
Эти люди научились выбивать средства на поездки, исследования, публикации.
Наш коллектив весьма тесно связан с российским регионами,
мусульманскими странами СНГ. Во время нашей поездки с Умаром-хазратом Идрисовым
и Дамиром-хазратом Мухетдиновым в апреле этого года в Махачкалу мы были сами
удивлены: сколько у нас там коллег, не только знакомых с нашей продукцией, но и
участвующих в совместных проектах!
— Вы упомянули, что в этом году выпустили книгу «От общины к
нации». Расскажите о ней подробнее.
— Да, в этом году в Казани в «Таткнигоиздате» появилась
новая книга, посвященная рождению и эволюции татарской нации в конце XVIII —
начале XX века. В основе лежит рассказ о том, как мусульманские общины,
разбросанные по аулам и городам от Хельсинки до Харбина и от Астрахани до
Архангельска, сумели создать единую нацию со своим литературным языком,
системой образования, экономикой, философской и политической доктриной,
классической литературой. И не было у них при этом ни государственности, ни
нефтяных скважин, ни «рокфеллеров», ни земельных магнатов.
Сегодня так не получается. Так что опыту предков нам стоит
поучиться…
Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС
СПРАВКА:
Родился 30 апреля 1972 года в Казани. Наряду с научными трудами
и преподаванием в Казанском филиале Российской академии правосудия активно
участвует в деятельности Издательского дома «Медина»: ответственный редактор
альманаха «Ислам в современном мире: внутригосударственный и
международно-политический аспекты», член редколлегии журнала «Минарет» и газеты
«Медина аль-Ислам». В 2008 году стал главным редактором журнала «Pax Islamica»,
издаваемого Фондом им. Ш. Марджани в Москве.
Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете
мусульман
«Медина аль-Ислам», №25 (74), 21-27 июня, с. 6. Н. Новгород: Издательский дом
«Медина», 2008.
24.06.2008