Леонид Ланда: Среди мусульманских народов России никогда не было антисемитизма
21.05.2008 16:41Леонид Сергеевич Ланда, в прошлом выпускник Санкт- Петербургского института иудаики, а ныне научный сотрудник Государственного музея истории религий, охотно согласился побеседовать с нами о мусульманах и иудеях, проживающих на Кавказе и Ближнем Востоке, а также поделился личным опытом погружения в иудаизм.
— Как Вы стали практикующим иудеем?— Несмотря на то, что до 14 лет я жил в Израиле, практикующим иудеем я стал в России. Это случилось во многом благодаря мусульманам, выходцам из Северного Кавказа. Будучи студентом я однажды беседовал в кафе с ребятами из Дагестана. Официантка принесла мне заказанную колбасу. Глядя на нее, один из дагестанцев попросил другого: «Мага (сокращенное от Магомет – Т.Б.), ты скажи, что еврею нельзя есть эту колбасу». Мага ответил: «Ты знаешь, евреи уже давно забыли свои обычаи». Меня это сильно задело. Так дагестанцы пробудили во мне интерес к иудаизму; моя мать была из белорусских евреев, а отец - сефардом.
— Евреи-сефарды – это выходцы с Кавказа?
— Нет. Дело в том, что кавказские евреи учились по книгам сефардов. Первоначально сефардское направление в иудаизме получило развитие в Испании, затем в Османской империи, где власти благосклонно относились к евреям. Именно турецкий султан приютил в свое время иудеев Испании, которые, как и мусульмане, подвергались там гонениям. Однако кавказские евреи не имеют с сефардами этнической общности (во всяком случае, не больше чем с другими еврейскими общинами).
Кавказские евреи происходят от персидских иудеев и являются частью некогда многочисленной вавилонской общины. Между сефардской и ашкеназской традициями есть определенные различия. В какой-то степени сефарды, как и другие восточные общины, ощутили на себе влияние ислама и вобрали в себя некоторые его обычаи и традиции.
— Расскажите о том, чем Вы занимаетесь как исследователь. То есть о взаимоотношениях между иудеями и мусульманами на Кавказе.
— На Кавказе практически никогда не наблюдалось антисемитского движения, там между всеми этническими группами сохранялись теплые отношения. Горский еврей всегда оставался типичным кавказским горцем, включенным в сложный контекст межплеменных, межродовых и межличностных отношений, таких как побратимство, кровная месть, регулируемых адатом. Этнографы неоднократно отмечали хорошие взаимоотношения между ними и горцами-мусульманами. Я смог лично убедиться в этом, посетив Дагестан и Кабардино-Балкарию.
Совсем недавно я ездил в Нальчик, где познакомился с жизнью местной еврейской общины. Вспоминается один случай из этой поездки. После посещения синагоги я собрался зайти в мечеть, чтобы купить своему питерскому товарищу намазлык – коврик для молитв. Мой спутник из местных евреев, который меня сопровождал, был в талите (т.е. еврейской накидке) и в иудейском головном уборе. Я по понятным причинам предложил ему снять традиционную одежду, но он отказался. Мы подошли к магазину при мечети, где беспрепятственно купили все, что хотели. Потом из мечети стали выходить прихожане, с которыми мой товарищ начал радушно здороваться, что-то обсуждать и никак при этом не мог понять причину моего беспокойства... Я понял: евреям на Кавказе живется хорошо.
Я также посетил достаточно много старых (которым более 200 лет) еврейских кладбищ на Северном Кавказе. Меня приятно удивило, что там не было ни одной заброшенной могилы, они все были ухоженные и чистые. Мусульмане из близлежащих селений из поколения в поколение бережно ухаживали за ними, как и за своими кавказскими адатами.
Самой большой проверкой на настоящую дружбу мусульман и евреев стала Великая Отечественная война. Единственным местом, где евреев спасли от фашистов, был Нальчик. Когда немцы пришли в Кабардино-Балкарию, глава республики Селим Шадов выдавал евреев то за турков, то за кавказских персов. Таким образом он их спас от истребления. Местное население знало и видело, как евреи в целях конспирации переодеваются в бурки и папахи, навешивают на себя кинжалы, но при этом никто не сдал их немцам. Подобный пример поддержки продемонстрировали и жители Туниса: берберы оказывали финансовую помощь местным евреям, чтобы те могли откупиться от фашистов.
Брат моего деда в годы войны попал в окружение. Когда немцы выстроили всех и приказали: «коммунисты, евреи – шаг вперед», он чуть было не вышел из строя, но его вовремя остановили татары-однополчане.
— Как складываются взаимоотношения еврейской общины в Петербурге с мусульманской ?
— Они всегда были хорошими. В советские времена даже ходила байка, что обрезание татарам и евреям делает один и тот же человек; причем он читает молитвы на арабском и иврите одинаково хорошо.
Браки между евреями и татарами, как показывает жизнь, случаются довольно часто. Те и другие весьма склонны к ассимиляции.
— На Ваш взгляд, существует у этих общин проблема сохранения своей культуры?
— Думаю, что да. Оставаясь по именам и фамилиям мусульманами и евреями, они подчас проявляют слабое знание своей истории, религии и культуры. Многие российские евреи, например, давно забыли о традиционном обрезании и запрете есть свинину. Старшие, к сожалению, не способствуют сохранению и передаче традиций и обычаев молодому поколению. А последним ничего не остается, как мимикрировать, а подчас становиться и русскими, и православными.
Я часто выступаю с лекциями в разных еврейских обществах, рассказываю молодым евреям историю их народа, говорю о том, что в России можно и надо жить, оставаясь евреем, но в то же время не забывать об обязанности жить в мире и дружбе с остальными народами, особенно с русским.
Есть еще один феномен последних лет, связанный с укреплением позиций иудаизма и ислама - это стремление этнических русских найти в себе во втором, третьем поколении нерусские корни, будь то еврейские, татарские или кавказские, после чего эти люди приходят в синагогу или мечеть.
— Насколько евреи, живущие в мусульманских регионах, подверглись влиянию исламской культуры? И насколько еврейская культура наложила отпечаток на мусульманскую?
— Могу привести один яркий пример. В Российском этнографическом музее Петербурга проходила выставка, посвященная иудаизму. На ней были представлены молитвенный коврик, напоминающий намазлык, и паранджа – атрибут мусульманской женской одежды. Разве это не влияние ислама?
Известно, что некоторые кавказские еврейские общины называют синагогу нумаз. Внутреннее расположение в ней похоже на мечеть: первый этаж рассчитан для мужчин, второй - для женщин. Еврею разрешается молиться в мечети, если нет синагоги. Именно так я делал в Турции, поскольку там из-за опасения терактов в синагогу пускают только местных.
Другой пример. На границе Турции и Ирака, среди курдов проживала небольшая еврейская община. Когда евреи ушли из этих мест, мусульмане перестроили их синагогу в мечеть. Вместе с местным шейхом я посетил ее. Интересно, что мусульмане предварительно спросили разрешения у турецкой еврейской общины на перестройку синагоги, и только потом перестроили ее.
Следует также заметить, что исламское искусство сильно повлияло на архитектуру многих синагог, а в регионах мусульманского мира, где раньше проживали и евреи, иудейские символы до сих пор украшают исламские строения.
Исламская и иудейская культуры всегда развивались бок о бок, поэтому между ними больше общего, чем разногласий. У тех и у других существуют одни и те же нормы поведения, законы и право, касающиеся всех аспектов жизни (шариат в исламе, галаха в иудаизме). В системе ценностей одинаково признается благотворительность (саадака – в исламе, цдака – в иудаизме); даже в образе питания (халяль у мусульман и кашрут/кошер у евреев) мы легко найдем схожие черты.
И мусульмане, и иудеи внесли большой вклад в мировую культуру. В действительности, исламское искусство повлияло на архитектуру многих синагог, а в районах мусульманского мира, где раньше проживали и евреи, иудейские символы до сих пор украшают исламские строения.
Предрассудки и нетерпимость сохранялись длительное время благодаря недостатку знаний мусульман и иудеев друг о друге, хотя обогащение знаниями – одна из основ обеих религиозных традиций. На самом деле уже тот факт, что термин «Тора» означает «обучение», а «Коран» - «чтение», должен вдохновлять нас на понимание и изучение друг друга.
Безусловно, есть в обеих религиозных традициях некоторые тексты, которые при неправильном понимании их специфического контекста могут серьезно навредить отношениям и загубить на корню все попытки сближения и межрелигиозного диалога. Для большинства мусульман такие тексты отражают политические рассуждения и сдвиги в отношениях между мусульманами и «другими» в Аравии VII в. Коран постоянно напоминает мусульманам, что среди «людей Писания» есть те, кто верует и делает благочестивые деяния.
— Сейчас много говорят о распространении ислама по миру. Как Вы думаете, в чем кроется главная причина этого?
— В основном это делают женщины, вышедшие замуж за мусульман. Вы заметили, что в последнее время грань между полами сильно размыта, мужчины стали слабее, женщины сильнее? В мусульманском мире положение мужчины и женщины всегда четко оговорено, поэтому там женщина всегда чувствует заботу со стороны мужчины. А это серьезный аргумент в пользу принятия ислама.
Беседовал Тимур БАТЫРКАЕВ
Санкт-Петербург
На фото:
Леонид Ланда
Дербентская синагога
Ссылки по теме:
Антисионизм антисемитизма не слаще