Ринат Магдиев: Татары – стабилизирующий фактор в России
21.05.2008 14:34Татарская община Санкт-Петербурга – одна из самых крупных в Российской Федерации; по численности она уступает лишь общинам Москвы, Казани и Уфы. В настоящее время в Петербурге проживает около 300 тысяч этнических татар. В свое время здесь жили и работали такие известные востоковеды, как Анас Халидов и Абдрахман Тагирджанов, а также Муса Бигиев, Гатаулла Баязитов, Габдулла Тукай, оставившие яркий свет в … Здесь регулярно выходила газета «Нур» на татарском языке.
Татары составляли элитные части императора, воевали с французами в XIX веке и немцами в XX. С начала Великой Отечественной войны все мужчины, способные носить оружие ушли на фронт. Состав отдельных подразделений Ленинградского фронта на 30% состоял из татар. Многие женщины-татарки в блокадном городе служили в МПВО, госпиталях, работали на заводах. Не все пережили блокаду, десятки тысяч погибли и были похоронены на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.
За последние 20 лет в жизни татарской общины Санкт-Петербурга произошли значительные перемены. О том, что происходит в жизни общины, мы сегодня беседуем с главным редактором газеты «Нур-Петербург» Ренатом Магдеевым, активным членом общественной организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области», членом регионального отделения движения «Деловая Россия».
- Расскажите, пожалуйста, в чем заключается Ваша деятельность?
- Я в Петербурге живу уже 30 лет. Занимаюсь общественной работой, бизнесом и преподаванием. Являюсь членом регионального отделения «Деловая Россия». Это движение организовано представителями среднего и малого бизнеса, настоящими патриотами России, которые хотят посвятить себя делу возрождения новой России. В рамках этого движения я веду два проекта - «Образование» и «Толерантность». Моя задача состоит в том, чтобы поддерживать молодых студентов – будущих бизнесменов, научить их грамотно составлять бизнес-план, оказывать консультантскую помощь по организации частного дела. Я их также учу обращаться в фонд поддержки малого и среднего бизнеса, а вслед за ним и в венчурный фонд. В моей компетенции также изучение национального менталитета татарских бизнесменов, определение путей их диалога и сотрудничества с представителями других бизнес-кругов.
- Каким Вы находите отношение властей и общественности Петербурга к представителям татарской общины?
- Отношение более чем положительное. Здесь особой популярностью пользуется Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Хотя он и не житель Петербурга, тем не менее по той мудрой политике, которую он ведет в республике, и той позиции, которую занимает по отношению к другим народам и регионам России, судят обо всех татарах. Мы производим впечатление вполне надежных соседей, на которых всегда можно положиться в трудную минуту. И мы таковыми являемся на самом деле. Разве не так?
Могу обосновать свою мысль. Мы, татары, как все нормальные люди, ориентированы на созидательную жизнь. Мы целенаправленно проводим политику на сохранение целостности России; Россия – наша родина, где жить нашим внукам и правнукам. С таким настроем мы не представляем никакой угрозы для окружающих. Нас везде воспринимают как друзей. Практически с любым вопросом, с которым мы обращаемся к властям города, обязательно находим поддержку, так как наши идеи несут в себе мощный миротворческий потенциал.
- Татарский праздник Сабантуй, похоже, уже стал общегородским праздником?
- Да, это так. Сабантуй – это праздник всех жителей Петербурга; мы на него приглашаем всех желающих. Татарам не свойственны местечковость и этноцентризм. Умение культурно провести массовый праздник, в котором представлены спортивные состязания, песни и танцы, игры и развлечения, всячески приветствуется городскими властями. Прошлогодний Сабантуй посетили около 60 тысяч человек, в этом году гостей и участников будет еще больше.
Из года в год Сабантуй приобретает все новые краски. В последнее время мы стали ставить специальные палатки, в которых любой желающий может приобрести литературу об исламе, о татарской культуре, а также восточные сладости. Все это так или иначе способствует сближению и взаимопониманию разных культур.
Сабантуй, с другой стороны, является проявлением этнической идентичности татар в большом мегаполисе. Сабантуй показывает, что татар в городе много и они способны к эффективной самоорганизации; они могут организовывать мероприятие, которое приятно и полезно для остальных граждан города.
Сабантуй ежегодно празднуется также в Москве, Екатеринбурге и других крупных городах России. Он уже вышел за рамки национального праздника и постепенно приобретает общероссийский характер. Таким образом, создается предпосылка для того, чтобы эту традицию подхватили представители других этнических общин. У каждого народа есть свои популярные праздники и, следовательно, каждому народу есть, что показать другим. Культура России богата своим разнообразием.
- Есть ли у питерских татар своя национальная школа, театр и т.д.?
- К сожалению, нет. Еврейской общине в этом плане повезло больше. У них есть свои детские сады, школы, национальный театр и даже вуз. Средства на создание и поддержание этих очагов национальной жизни евреи получают из Израиля. У татар такой возможности нет. У нас много трудностей, например, даже с выпуском книг на татарском языке. Мы до сих пор не имеем радиопередач на своем языке. Проблема не столько в отсутствии финансов, сколько в том, что аудитория, владеющая татарским языком, чрезвычайно узкая.
- Как обстоит дело с этническим самосознанием и идентичностью?
- По личному опыту знаю, что этот вопрос начинает волновать человека к годам 40. Чем старше, тем больше тянешься к своим корням. Появляется потребность общаться на родном языке. Эту потребность многие удовлетворяют в организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области»; сюда в основном приходят люди пожилого возраста, многие из них приводят своих внуков и правнуков, но последние вскоре отдаляются от старших и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Так молодежь отрывается от своих корней.
Этническая идентичность актуализируется у тех, в основном у мужчин, кто ранее состоял в межнациональном браке, который со временем распался. В этом случае мужчины ищут себе вторую половинку уже только из числа татарок. Второй брак на женщине своей национальности часто бывает удачным. Благодаря ему мужчина активно вовлекается в свою среду, возвращается к своим истокам, находит новую мотивацию для себя.
- Условно татар Петербурга можно разделить на две категории: «старожилы» (те, кто жил здесь до 1991 года) и «новоиспеченные» (те, кто приехал после 1991 года). Соотношение между ними 45 тыс. к 250 тыс. Хотелось бы узнать, насколько татары, приехавшие из Поволжья, Урала, Сибири и стран СНГ участвуют в жизни общины.
- Татары, живущие в Петербурге с доперестроечных времен, общались и продолжают общаться между собой, они всегда были монолитными и сплоченными. Они до сих пор сохраняют свой родной язык, во всяком случае на бытовом уровне. Однако дисперсный характер их проживания не способствовал созданию большой татарской общины.
Вторая волна татар, приехавших в Питер из самых разных уголков, составила тот костяк, на основе которого и появилась наша общественная организация. Так что их роль в жизни татарской общины трудно переоценить. Из них 3 тысяч активистов, регулярно участвующих в повседневной работе нашей организации.
- Ваш прогноз относительно ассимиляции? Будет ли она усиливаться, поскольку одна из острейших проблем, стоящих перед современными татарами – это возрождение национального брака? Один из краеугольных камней увеличения численности татарской нации заключается в том, куда примкнут дети от смешанных браков. По статистике только в Татарстане каждый третий ребенок рождается от смешанного брака, а по России среди татар этот показатель еще выше, где-то 50 процентов. В этой связи огромное значение имеет то, насколько татарская община будет притягивать детей из смешанных семей. Все эти дети будут обогащать одну страну – Россию, но вопрос: кем они будут считать себя больше – русскими или татарами – остается открытым.
- Привлечение детей – сложнейшая проблема, поскольку дети зависят от родителей. Вместе с тем культурно-просветительский заряд, который несет наше общество, очень импонирует родителям в независимости от национальности. Поскольку наши музыкальные, танцевальные кружки, художественная самодеятельность противопоставляется безликой массовой культуре. Сейчас около 100 детей, так или иначе, заняты в наших кружках. Конечно, это немного. Надо стараться больше.
- Недавно председатель еврейской общины Петербурга сказал, что в городе живет около 100 тысяч евреев, 25 тысяч из которых в той или иной степени участвуют в мероприятиях, немаловажную роль в определении этой цифры играет тираж еврейской национальной газеты. А что можно сказать в отношении газеты татарской общины?
- У нас выходит 1000–1200 экземпляров цветной восьмиполосной газеты «Нур-Петербург», которую выписывают около 4-5 тысяч человек. Поскольку наша газета самая первая татарская газета в России, о ней знают многие. Когда-то проводилась даже конференция, посвященная ее основателю Гатаулле Баязитову. Так что мы являемся продолжателями традиции, поэтому ответственности с себя не снимаю.
До 2000 года я спонсировал газету, а с 2002 стал ее главным редактором. Пока мы выпускаем восьмиполосный номер, в будущем предполагаем увеличить до 16-ти полос.
- Какую роль играет ислам в жизни татарской общины?
- Религия, безусловно, одна из важнейших культурных составляющих жизни татарской общины Петербурга. Наша община ежегодно празднует Курбан-байрам и Ураза-байрам – праздники мусульманского календаря. В газете регулярно появляются статьи об исламе.
Вместе с тем следует признать, что должной просветительской работы в городе не ведется. Молодежь нуждается в полноценных знаниях об исламе, а получить их пока негде и не у кого. Надеемся, что в будущем решим эту проблему.
-Как бы Вы сформулировали тезис о национальном самосохранении?
- Недавно я побывал на собрании татарских мурз, прошедшем в Уфе, на котором основной тезис о национальном самосохранении прозвучал следующим образом: необходимо ценить воспитание в семье и помнить предков, поскольку каждый татарин является звеном, через которое национальное передается детям. Личная ответственность перед потомками – главный принцип национального самосознания. Таким образом, в русской среде растворятся те, кто забыл традиции, а точнее пренебрег ими. Те татары, которые берут на себя ответственность за род и нацию, приобщают детей к татарской культуре, уже сегодня формируют будущую национальную элиту.
Беседовал Тимур БАТЫРКАЕВ
Санкт-Петербург
На фото:
Главный редактор газеты «Нур-Петербург», общественный деятель Ринат Магдиев
У памятника Тукаю в Санкт-Петербурге
Молодые активисты татарской общины во время субботника на мусульманском кладбище Санкт-Петербурга
Фото из архива Рината Магдиева
21.05.2008
Ссылки по теме: