Ринат Зарипов: руководители предприятий должны работать только с проверенными органами по сертификации «Халяль»
03.04.2012 10:54О преимуществах халяль питания «Новому вторнику» рассказал руководитель одного из отделов Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России Ринат Зарипов.
- Ринат Джамилевич, курс на здоровый образ жизни, взятый руководством страны, импонирует большинству россиян. Об этом, в частности, свидетельствуют и письма в редакцию. Авторы многих из них, кстати, обращают внимание на правильное, здоровое питание, а некоторые интересуются продукцией «Халяль». Мол, что это такое и чем эта «мусульманская» пища отличается от обычной? Может, откроете секрет?
- Когда мы говорим о товарах и услугах, относящихся к понятию «Халяль», мы не просто исключаем из их числа алкогольную, табачную продукцию, свинину и прочие продукты, которые не разрешены канонами ислама. «Халяль» – это, прежде всего, безопасность, чистота, полезность для здоровья человека, это продукция, не просроченная и не содержащая вредных консервантов и добавок. Многие из требований к мясомолочной и другой продукции, предъявляемых санитарно-надзорными органами, также являются и требованиями стандарта «Халяль».
- И где же можно купить продукты, соответствующие стандарту «Халяль»?
– Во первых эти магазины существуют при каждой мечети, во вторых многие продовольственные магазины стали открывать у себя специальные отделы торгующие продукцией «Халяль» но и конечно такие отделы есть в крупных сетевых магазинах. При этом подчеркну, что значительная доля потребителей покупает эту продукцию не потому, что, предположим, исповедуют ислам, а исключительно по причине ее высокого качества. Из этого следует, что индустрия «Халяль» вышла за конфессиональные рамки и уверенно заняла свою нишу на общемировом рынке услуг. Достаточно сказать, что доля продуктов питания «Халяль» в мире составляет 20 процентов, а в отдельно взятой Индонезии, к примеру, - боле 80 процентов рынка.
- С чего началось развитие индустрии «Халяль» в России?
– С обращения, которое в 2002 году Совет муфтиев РФ направил в Администрацию президента Российской Федерации с просьбой оказать поддержку в решении вопросов производства продуктов «Халяль». В результате было проведено совещание с участием представителей Администрации президента, Совета муфтиев России, ряда министерств и НИИ. По его итогам было дано поручение Совету муфтиев России разработать документ, определяющий основные требования к производству «Халяль», после чего Совет муфтиев России разработал и ввел в действие стандарт организации «Требования к производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции «Халяль» — ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР». Данный стандарт был взят за основу сертифицирующими органами при духовных управлениях мусульман республик Татарстан и Башкортостан, а также Техническим комитетом № 57 по стандартизации «Халяль» при министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Особенностью стандарта является то, что он учитывает все новейшие мировые тенденции в области стандартизации и сертификации «Халяль». Одним из определяющих факторов при выборе потребителями продукции «Халяль» является логотип Совета муфтиев России, как наиболее авторитетного среди мусульман централизованного религиозного органа Российской Федерации.
- Что ж, можно только порадоваться столь активному продвижению на рынке продуктов стандарта «Халяль»…
- Увы, без проблем не обходится. С учетом повышения интереса к индустрии «Халяль» как к бизнесу, Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» обеспокоен появлением новых органов по сертификации, которые не имея своего авторитета на рынке «Халяль», пытаются «примазаться» к авторитетным международным институтам - к таким, как Организация Исламского Сотрудничества (OIC). Эти так называемые сертифицирующие организации заявляют, что имеют эксклюзивные права на выдачу «супермеждународного» сертификата, который гарантирует выход на зарубежные рынки без аудита со стороны страны-импортера. Данное заявление воспринимается не иначе, как введение в заблуждение участников рынка «Халяль».
Это особенно актуально для компаний, планирующих экспортировать продукцию «Халяль» на зарубежные рынки, с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим мы хотели бы рекомендовать руководителям предприятий, производящих или планирующих производить продукцию «Халяль», работать только с проверенными и официально уполномоченными органами по сертификации «Халяль», и запрашивать у этих органов официальные документы, подтверждающие статус и принадлежность сертифицирующего органа к централизованной религиозной организации, к такой, как, например Совет муфтиев России.
Владимир Мишин