Роман Лункин: «ДУМНО проводит довольно большую работу, в том числе в социальной и культурной сферах»
11.10.2010 10:26В беседе с корреспондентом официального сайта ДУМНО IslamNN.Ru российский религиовед, журналист и публицист Роман Николаевич Лункин ответил на вопросы, интересующие представителей мусульманской уммы Нижнего Новгорода.
«Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать для того, чтобы не допустить духовного упадка и распространений пессимистических настроений в обществе… Мы должны совместными усилиями пресекать все проявления экстремизма: и действия, и пропаганду экстремизма. Мы должны приобщать молодёжь к межкультурному диалогу, к сотрудничеству, воспитывать молодёжь в духе толерантности. Но в то же время мы должны помнить о российском патриотизме, который направлен на поддержание межнационального согласия, на сохранение единства в нашем многоконфессиональном обществе. И здесь от наших с вами совместных действий зависит практически всё»
Из выступления президента России Д.А. Медведева
– Какое значения имеет проведение конференции «Религии России: проблемы социального служения» для России в целом, и для Нижегородской области в частности? Какие важные моменты были затронуты в ходе первого дня работы конференции и, в частности, в пленарной его части?
– Я считаю, что Нижний Новгород является удачным местом для проведения конференции «Религии России: проблемы социального служения». В первую очередь потому, что на нижегородской земле представлены все конфессиональные организации - от Русской православной Церкви, Протестантской Церкви до Ислама. Каждая из религий занимает активную социальную позицию и играет одну из главных ролей в жизни современного общества.
Сейчас руководство государства, средства массовой информации, да и сами люди смотрят на социальную роль религии, на то, как она помогает людям исправлять их социальные пороки, как сама религия проявляет себя в обществе. Именно поэтому тема социального служения наиболее насущна и является довольно острым вопросом для большинства религиозных организаций.
– Какова политика государства в отношении религиозных организаций?
–На данный момент у государства нет определённой политики в отношении религиозных организаций. Хотя, безусловно, есть понимание необходимости поддержания традиционных конфессий.
Большинство участников конференции поднимали такие острые вопросы, как положение религиозного образования в России, различных форм социального служения (прим.- благотворительность, помощь бедным, детским домам и домам престарелых). Основная проблема заключается в том, что органы власти и руководство социальных учреждений зачастую просто боятся просить помощи у религиозных организаций.
– В чём, по Вашему мнению, кроется причина возникновения подобной ситуации в России?
– Существует проблема того, что по различным причинам некоторые конфессии крайне ограничены в своих возможностях заниматься благотворительной деятельностью, так как общественными организациями принимается помощь исключительно со стороны Епархии. Это связано прежде всего с тем, что чиновникам проще исходить из идеологии традиционной российской религии, так как чтобы принимать что-то другое, новое, его нужно узнавать и изучать. Поэтому роль учёных и журналистов должна заключаться в том, что они должны больше говорить о социальных проектах, чтобы органы власти понимали необходимость сотрудничества с другими религиозными организациями и не боялись проявлять в этом инициативу.
Российское общество должно предоставить свободу всем религиозным конфессиям, представленным на её территории. Социальные проекты должны поддерживаться в независимости от религиозной идеологии его инициатора. Любая конфессия должна иметь возможность заниматься благотворительностью, если у неё имеются на то силы и возможности.
В ходе конференции мы также затронули другой не менее важный вопрос. На данный момент со стороны государственных структур, Министерства Юстиций проводится масса проверок. В первую очередь они уделяют внимание протестантским и мусульманским организациям, как самым широко представленным конфессиям, помимо традиционных православных организаций, на территории Российской Федерации.
– В чём на Ваш взгляд состоит роль социального служения в современном обществе? И какова перспектива мусульманских религиозных организаций в данном направлении?
– Я полагаю, что крупные мусульманские организации, в частности Духовное управление мусульман Нижегородской области, проводят довольно большую работу, в том числе и в социальной и культурной сферах. Они проявляют активность в создании собственных средств массовой информации, в организации образовательных учреждений. Лидеры Духовных управлений заявляют о себе в обществе и достойно представляют мусульманскую общину.
К сожалению, я должен отметить, что православные и мусульманские организации, как исторически укоренённые религиозные конфессии России, проводят недостаточный объём социальных работ. Роль социального служения не осознаётся, как необходимое составляющее религиозной жизни. Если рассматривать пример какого-нибудь православного прихода, то эта структура достаточно замкнута, я бы сказал, что он варится сам в себе… И, как следствие, социальная работа отходит на второй план, либо же вообще не является функционирующим аспектом. Во многих мусульманских общинах я могу констатировать примерно то же положение вещей. Законы традиционного поклонения соблюдаются беспрекословно, но в сфере социальной деятельности не наблюдается активности. Существуют бесплатные столовые для неимущих, но российское общество нуждается в более глобальных социальных проектах.
– Как Вы считаете, должно ли само государство принимать участие в развитии религиозными организациями социальных проектов? И какова его роль в этом?
– Как показывает европейский опыт, государство, безусловно, должно поддерживать социальную деятельность религиозных организаций. На данный момент готовятся к принятию определённые поправки в законе о деятельности некоммерческих организаций с тем, чтобы дать государству право поддерживать социально-ориентированные организации, среди которых могут быть и религиозные представительства.
Важно отметить тот момент, что помощь со стороны государства должна предлагаться именно социально-полезным общинам. Безусловно, не может быть и речи о поддержке сектантских организаций. Но в то же время, мы должны строго подходить к вопросу регламентации религиозных организаций, так как не имеем права самовольно определять какая община является традиционной, а какая ваххабитской направленности… Определение религиозной сути организации не входит в компетенцию чиновников. Так же мы не имеем право следовать политики поощрения православных организаций, игнорируя, например, баптистов.
На данный момент как раз-таки внеправославные религиозные организации имеют превосходство в количестве социальных проектов, но они не получают должной поддержки со стороны государства.
Главным для государства должен являться результат работы религиозной организации с гражданами. Например, Русская православная Церковь высказала инициативу открыть социальный проект по работе с мигрантами. Я думаю, что данный аспект должен заинтересовать и мусульманскую общину России, ведь большинство приезжих из стран ближнего зарубежья исповедуют Ислам.
Тут, конечно, возникает другой момент: некоторые чиновники настороженно относятся к Исламу. И эту проблему тоже нужно решать, в том числе с помощью предоставления им большей информации об Исламе и открытого диалога с самими мусульманами.
Я всегда с удовольствием читаю интервью и комментарии представителей ДУМЕР и ДУМНО. В этом плане Нижегородскую мусульманскую общину можно считать примером. Мне очень импонирует Дамир Мухетдинов, который имеет чёткую политическую и социальную позицию по многим вопросам. Поэтому с ним считаются и представители власти, и средств массовой информации, и сами горожане.
Мне кажется, что чиновники и представители христианских организаций также выгодно выделяют ДУМНО среди прочих Духовных управлений мусульман городов России.
– Как известно, конференция «Религии России: проблемы социального служения» продлится ещё несколько дней. Мы желаем Вам плодотворной работы и надеемся на высокую результативность в стремлении наладить межконфессиональный диалог и сотрудничество между религиозными организациями России.
Большое спасибо за интересную беседу.
Беседовал Ренат Ислямов