Шафиг Пшихачев: Религиозные организации обязаны выполнять социальную программу
22.01.2008 13:29Полномочный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве, исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев рассказал в интервью IslamRF.Ru планы и задачи КЦ МСК на наступивший год.
— Уважаемый Шафиг, наступил новый 1429-ый год хиджры. Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед Координационным центром мусульман Северного Кавказа в этом году? В него входят семь Духовных управлений мусульман северокавказских Республик, но к ним присоединилось и ДУ мусульман Республики Калмыкия?— Прежде всего, поздравляю всех мусульман с Новым годом! Желаю всем здоровья, мира, счастья и процветания! С удовольствием начну с того, что в Координационный центр вошло новое духовное управление мусульман – Республики Калмыкия. Последние три года мы работали над тем, чтобы было создано такое Духовное управление. Естественно, организация структуры - не самоцель. Но мы знаем, что на территории Калмыкии проживает много мусульман – выходцев из субъектов РФ, входящих в ЮФО. Особенно много дагестанцев. В их числе - уважаемый муфтий Султан Караллаев. Он приезжал в Москву, мы с ним обсуждали, с чего ему лучше начать свою деятельность. ЮФО имеет свою специфику – там присутствуют все монотеистические мировые религии. В Калмыкии подавляющее число населения исповедует буддизм. Я выражаю благодарность всем ответственным лицам Республики, прежде всего Президенту Кирсану Илюмжинову, который способствовал созданию ДУ, уважая права верующих мусульман.
— Шафиг, на Северном Кавказе создается два учебных исламских центра – один в Махачкале, второй в Вашей родной Республике – Кабардино-Балкарии, в Нальчике…
— Да. В соответствии с указом Президента от 2002 года об оказании помощи в подготовке специалистов по исламу, сегодня в РФ началось формирование исламской системы образования, создано пять учебных исламских центров. Я рад тому, что два из них находятся на Северном Кавказе. Исламский университет имени Абу Ханифы находится в моем родном городе Нальчике. Это честь для нашей Республики. Там будут готовиться высококлассные специалисты и религиозной, и светской направленности. Надеюсь, что в ближайшем будущем эти университеты смогут выдавать уже дипломы государственного образца.
— Шафиг, по-моему, Исламский институт в Нальчике был открыт, когда Вы возглавляли ДУ мусульман Кабардино-Балкарии…
— Да, Исламский институт был открыт при мне. Он прошел тяжелый период выживания, но сегодня на его базе создается университетский центр имени Абу Ханифы. Сегодня в России есть государственные светские учебные заведения, которые готовят специалистов по исламу. Первый прием студентов был осуществлен ИСАА при МГУ, затем студентов-мусульман принял МГЛУ. Сегодня Смольный институт С.-Петербургского университета, Нижегородский университет имени Лобачевского, Кубанский университет и Ставропольский технический университет уже третий год принимают студентов по направлениям Духовных управлений мусульман, занимаются подготовкой специалистов по исламу. Исламскому университету в Нальчике оказывает большую помощь в повышении квалификации преподавателей и в научно-методической работе Кубанский Государственный университет. Я считаю это огромным достижением.
— Сколько сейчас студентов в Исламском институте в Нальчике?
— Насколько я знаю, около 60-ти человек. Конечно, я хочу выразить благодарность главе российского государства, Администрации Президента за оказываемую помощь в формировании системы исламского образования. В прошлом году был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который уже оказывает значительную помощь и ДУ, и учебным заведениям. Эта помощь была очень нужна. Ведь раньше ДУ, занимаясь просветительской работой, должны были ходить с протянутой рукой. Сегодня эта проблема, благодаря деятельности Фонда, отходит на второй план.
Я считаю, что в деятельности наших религиозных организаций должна присутствовать и такая составляющая, как социальное служение. Да, мы занимаемся религиозным просвещением, повышением духовно-нравственного состояния людей, но мы обязаны выполнять и определенную социальную программу. Ее надо разработать, принять и реализовывать.
— Какой должна быть эта социальная программа?
— Простой пример. Я привез из Нальчика письмо директора школы детей-сирот. 269 детей в одной школе. Все дети без родителей. Да, эта школа находится в ведении Министерства образования Кабардино-Балкарии, но почему бы нам не помочь? Наша религия напрямую обязывает нас помогать таким детям. Далее, я с сожалением могу отметить, что в Республике Кабардино-Балкария увеличивается количество случаев суицида. Такого у нас не было раньше.
Почему человек решается на самоубийство, которое запрещает любая религия? Потому что он дошел до крайности. Я знаю об одном случае, произошедшем в прошлом году в селе. Человек пошел занять определенную сумму, ее не оказалось. Человек вернулся домой и повесился. Я считаю, что мы обязаны приложить свои усилия, чтобы помочь людям, находящимся в тяжелой ситуации.
Нравственный потенциал нашей религии высок. Мы обязаны призывать людей работать, а не ждать милости от кого-то. Это тоже социальное служение. Людей надо учить работать. Кто-то мог лет 15 назад потерять работу и отчаялся после этого. Мы должны ему помочь, чтобы он собрался с силами и работал для прокорма своей семьи. Это тоже социальное служение. Воздействие словом.
Благотворительность. Я слышу в проповедях имамов призывы к имущим, чтобы они жертвовали свои средства. Однако необходимо не только призывать состоятельных людей к пожертвованиям, им надо объяснять, как правильно тратить средства, как правильно заниматься благотворительностью. То есть сферы нашей деятельности – самые широкие.
Но в работе в целом должен быть программный подход, мы созрели для этого. Нужно определить место и роль религии в развитии гражданского общества, то, как ислам может органично сочетаться с национальной культурой. У меня, честно говоря, появилось беспокойство, что может возникнуть конфликт между национальной и религиозной культурами. Наши предки сумели его избежать.
Далее, мы граждане России. Мы обязаны у наших детей воспитывать любовь к Родине. Другой Родины у нас нет. Межконфессиональный диалог нужно вести по всем направлениям. Во всех этих направлениях должен быть программный подход.
— Какую работу по противодействию религиозному экстремизму собирается проводить Координационный центр? Эта болезнь поразила все Республики Северного Кавказа. Она не ликвидирована, и мы ее ощущаем до сих пор…
— Я согласен с Вами, что сложности, и немалые, остаются в Республиках Северного Кавказа. Я считаю, что Координационный центр должен, прежде всего, качественно повышать уровень проповеди. Нужно разворачивать просветительскую деятельность. Мы больше всего страдаем и сегодня из-за того, что человек не знает ценностные ориентиры ислама. Боевики их по-своему преподносят, у них своя трактовка. В народе по тому или иному положению ислама существует множество мнений, объяснений и комментариев.
Поэтому я считаю, что ДУ должны целенаправленно развернуть ликбез, религиозное просвещение. При этом нужно взаимодействовать со всеми органами власти, с общественными организациями, у которых есть желание помочь. В противодействии религиозному экстремизму прежде всего должна быть задействована сила слова. Я не зря говорил о социальном служении. Начав реализовывать социальную программу, молодые люди почувствуют, что они находятся в сфере внимания религиозных деятелей.
— Вы говорите о просвещении, а между тем у Координационного центра, а он существует уже….
— … почти 10 лет….
— …и до сих пор у центра нет своего сайта, своего печатного органа. Может, и об этом стоит подумать?
— Я с вами абсолютно согласен. Первостепенной задачей руководителя центра и глав Духовных управлений Республик Северного Кавказа должно стать создание сайта. Решив эту задачу, мы сможем выходить на многомиллионную аудиторию. Чтобы создать сайт, нам нужно подумать и о большей координации действий Духовных управлений. Это немаловажно. Центр – нужный, весомый, он может внести огромный вклад в оздоровление ситуации в регионе.
— Вы недавно были в Кабардино-Балкарии. Расскажите о религиозной ситуации в Республике сегодня. Влияют ли на нее события, происходящие в соседних Республиках?
— Не только то, что происходит в соседних республиках. К сожалению, в самой Республике сегодня имеют место не очень приятные события. Печальный пример тому - убийство в ночь на 13 января начальника Управления по борьбе с организованной преступностью. Это дерзкое убийство. Естественно, у людей обостряется чувство отсутствия собственной безопасности. Кто может гарантировать тебе безопасность, если убивают людей такого ранга?!
Конечно, реализация задач, о которых я говорил, сильно тормозится психологическим состоянием религиозных работников. А боевики объявляют врагами номер один тех, кто сотрудничает с властями. Но, как я сказал выше, исламский университет в Кабардино-Балкарии создан. Желание у людей знать больше о своей религии ничуть не уменьшается из-за того, что где-то сидят боевики. Люди хотят правильно молиться, быть ближе к Богу. Это желание непреходяще. Духовное управление мусульман республики делает все, что оно в состоянии делать в такой ситуации. Надо работать дальше.
Беседовала Л.Жуковская
Ссылки по теме:
Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного
Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе
Комментарий недели: высшее исламское образование будет признаваться государством
22.01.2008