RSS | PDA | Архив   Воскресенье 29 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Игорь Бобров: «Диалог с мусульманами предотвратит их дальнейшую дезинтеграцию от российского общества»

29.09.2009 16:04

В последние годы в Тюмени заметно укрепились межрелигиозные отношения. Вошли в норму круглые столы с участием представителей разных конфессий. Руководители одних религиозных объединений стали активно участвовать в мероприятиях других. Потеплели отношения и между активистами трех прежде соперничавших Духовных управлений мусульман региона. Пора «оттепели» совпала по времени со сроком пребывания на посту начальника отдела по делам религий Комитета по делам национальностей  Тюменской области, кандидата исторических наук Игоря Боброва. С главным чиновником Тюменской области по религиозным вопросам беседует наш корреспондент в регионе.  

 

- Уважаемый Игорь Владимирович! Прошло более двух лет, как Вы возглавили отдел по делам религии областного комитета по делам национальностей. Но еще до того как стать государственным чиновником, Вы не были новичком в вопросах религии. Нередко публиковали материалы, посвященные различным религиозным аспектам, в том числе касающиеся мусульман области. Вопрос такого плана: изменилось ли Ваше представление об исламе и мусульманах за два с половиной года более тесного общения с Духовными управлениями?

 

- В общем-то, представление особо не изменилось. Но уточнилось понимание того, как можно работать с Духовными управлениями и способствовать тому, чтобы мусульмане чувствовали достойными гражданами нашего государства. Самая главная проблема мусульман сегодня, я считаю, – это процесс их дезинтеграции, отчуждения, отделения от остальной части российского общества. Процесс этот связан с появлением радикальных концепций, которые жестко противопоставляют мусульман остальному обществу, «неверным». Процесс дезинтеграции необходимо остановить и повернуть вспять, иначе рано или поздно у нас будут происходить события, аналогичные тому, что произошли во Франции, Англии, когда сегрегированное мусульманское меньшинство, чувствуя себя обделенным и не найдя адекватный способ защиты своих интересов, вышло на улицы.

 

- Каким образом поворачивать вспять процесс дезинтеграции?

 

- Во-первых, конечно, нужно поддерживать диалог с нашей мусульманской уммой. Ведь все мы - мусульмане, христиане, атеисты - граждане России, являемся наследниками одной культуры, пусть многовариантной, но все-таки одной культуры и цивилизации. Мы учились в одних школах, воспитывались на одних и тех же ценностях. Мы можем вести диалог, можем учиться реализовывать свои ценности в рамках одного правового поля, где рядом существуют другие религиозные группы, которые несколько иначе реализуют схожие ценности.

 

Во-вторых, необходимо воспитывать в российском обществе толерантное отношение к мусульманам. Вне сомнения, те радикальные концепции, которые были экспортированы к нам из-за рубежа, сегодня бросают тень на ислам. Вне сомнения, часть мусульманского сообщества, пусть небольшая часть, этими концепциями увлеклась и это является одной из причин тяжелой ситуации на Северном Кавказе. И вне сомнения также, что часть российского общества считает, что рано или поздно все мусульмане станут радикалами, склонными к насильственным действиям и мятежу. Поэтому нужно говорить и показывать, что нет: на Северном Кавказе мы имеем дело с радикальным меньшинством, которое ведет войну против других мусульман, тех, кто считает себя российскими гражданами.

 

В третьих, нужно способствовать восстановлению утраченной в советское время мусульманской инфраструктуры в стране, т.е. оказывать содействие в восстановлении мечетей, помогать налаживать исламское образование, исламскую прессу. Все это в комплексе, я считаю, будет способствовать процессу реинтеграции, возвращению мусульман в поле позитивного взаимодействия с другими частями российского общества.

 

В четвертых, необходимо содействовать повышению социальной компетентности мусульманских активистов и лидеров. Многие вопросы можно решить, освоив правовое и институциональное решение интересующих мусульман вопросов. Совсем не обязательно требовать преференций, установления особых отношений, тем более требовать нарушения закона в свою пользу или угрожать из-за «небрежения» интересами мусульман уличными действиями или беспорядками, как это пытаются делать отдельные радикально настроенные деятели.

 

- На последнем круглом столе, посвященном «моральным паникам»  во взаимоотношениях российского общества с мусульманскими сообществами, вы сказали, что в начале своей деятельности на посту начальника отдела по делам религии вы ужаснулись проповедям в некоторых мечетях. Каким образом ваш отдел отучал от таких проповедей?

 

- Да, некоторые имамы позволяли себе говорить антигосударственные вещи. Сейчас этого нет. Мы просто поговорили с ними, спросили, собственно, почему они так считают, может быть, все-таки лучшему распространению ислама будет способствовать не противопоставление мусульман и «неверных», а нечто иное, связанное с моральным развитием, решением конкретных проблем, может быть, не борьба с нововведениями (бида) является главной проблемой мусульман России.

 

То есть, мы заставили людей отрефлексировать, осмыслить то, что они говорят. Я скажу так: эти проповеди произносились имамами почти бессознательно. Их так научили в свое время там, где они получали религиозное образование, в Средней Азии, Саудовской Аравии.

 

Вне сомнения, закрытость религиозной общины ведет к ее дезинтеграции. Поэтому мы и начали мероприятия по привлечению этих людей к коммуникациям с другими религиозными группами, со светским обществом, чтобы растворять опасную сегрегацию, возникающую в результате закрытости. Употреблю такое советское слово - «разагитация». Занимались разагитацией, через диалог, круглые столы.

 

- Круглый стол по «моральным паникам» вызвал огромный интерес. В зале в буквальном смысле было негде упасть яблоку, а от желающих выступить не было отбоя. Как вы оцениваете результат встречи?

 

- Данный круглый стол есть один из многих шагов в публичном разговоре между мусульманами и немусульманами в отношении восприятия друг друга. В принципе, в этом смысле цель встречи была достигнута. Мы поговорили, публично высказали свои страхи и ожидания, попытались разобраться в некоторых проблемах. И это только начало разговора, который будет продолжен. Это был один из круглых столов, который проводился не для галочки, где высказывались непривычные мнения, зачастую для кого-то нелицеприятные, но мы должны были услышать эти мнения, чтобы понять, почему они возникают, и как людей, которые находятся под влиянием этих мнений привести в нормальное договороспособное состояние.

 

- Договороспособное состояние – значит вменяемое.

 

- В общем-то, да. Когда люди видят друг в друге врагов, они не готовы договариваться, а вот когда видят противника, они уже готовы говорить и увидеть, что на самом деле никакие они не противники.

 

- Тюменская область – один из немногих регионов Российской Федерации, где органы власти сотрудничают со всеми Духовными управлениями, не деля их на «правильных» и «неправильных», как это имеет место в ряде других областей. Но помнится, лет десять назад картина была иная, предпочтение отдавалось одной из Духовных управлений. (Справедливости ради стоит отметить, что тогда в руководстве области были другие люди). Что должно было измениться, чтобы ответственные за религиозный вопрос чиновники стали одинаково нейтрально относиться ко всем законно зарегистрированным исламским структурам? Только ли полная смена команды чиновников?

 

- Думаю, что это не связано со сменой команды чиновников, как вы говорите. Государственные служащие начинают лучше понимать, что такое религия, как и какие позитивные вопросы можно решать при помощи религиозных организаций и где пределы, за которыми начинаются дезинтегрирующие процессы. Знаете, мы должны понимать, что мы живем в то время, когда в современной России происходит становление нового облика института религии как такового, а раз так, мы учимся жить в новых условиях и, естественно, возможны ошибки.

 

- Этого, похоже, не понимают в областях, где отделы по делам религии работают по старинке?

 

- Я не особо знаком с ситуацией в других областях, поэтому не буду давать комментарий. Наша область отличается от многих других тем, что она многонациональная, поэтому нам легче находить общий язык друг с другом. Я с раннего детства помню и татар, и узбеков, и казахов, и кавказцев, поэтому здесь люди более подготовлены к контактам. Вот и все.

 

- Как бы Вы могли охарактеризовать работу каждого из трех Духовных управлений области?

 

- Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМТО), - самое крупное из действующих на юге области структур, - успешно работает в рамках создания исламской инфраструктуры. Именно через ДУМТО шли основные финансовые средства, на которые восстанавливались мечети. Вне сомнения, что это Духовное управление пытается с разной степенью эффективности воссоздать систему мусульманского образования для подготовки имамов. В определенной степени это удается, хотя еще очень далеко от совершенства и желаемого, но тем не менее. Казыятское управление ДУМАЧР весьма эффективно работает в сельских районах области, в том числе отдаленных и труднодоступных деревнях Тобольского Заболотья, помогая людям, которые рассматривают ислам в качестве основы своей жизни. После поездок казыя заметно оживляется религиозная жизнь в этих селах и деревнях. Люди, связанные с ДУМАЧР, в прошлом создавали исламскую прессу региона, она продолжает существовать и сегодня. Община ЦДУМР, которая действует в Тюмени, в последние годы также успешно работает в сельской местности, ее имамы проводят семинары и детские лагеря. Каждое Духовное управление в силу своих возможностей, и людских, и финансовых, делает хорошее дело по возрождению ислама в области.

 

- Имам Тобольской мечети Ибрагим Сухов (представитель ДУМАЧР) в интервью газете «Муслим-Инфо» предложил создать Координационный центр Духовных управлений Тюменской области, чтобы совместно разработать единую систему подготовки имамов. Призыв его не поддержали ни ДУМТО, ни ЦДУМР. Кроме того, не секрет, что между последователями ислама имеются существенные различия в вопросах трактовки ислама. Поддерживаете ли Вы позицию Сухова? И вообще, как Вы считаете, следует ли стремиться к единству в вопросах трактовки вероустава? Если да, так как это должно происходить: в эволюционном порядке, через диалог Духовных управлений? А если руководители ДУМов не готовы к диалогу?

 

- Я считаю, что вопросы догматического характера не являются определяющими для развития ислама в настоящее время. Это раз. Во-вторых, мы содействовали, и будем содействовать координации Духовных управлений. В какой-то степени они уже осуществляют эту координацию. Исчезло неприятие друг друга руководителями Духовных управлений. Будет ли создан Координационный совет? - это дело мусульманского сообщества. Без разницы, одна структура, или несколько, главное, чтобы они помогали российским мусульманам чувствовать себя достойными людьми, и не приводили к конфронтации с другими частями общества. Безусловно, мы будем содействовать развитию института гражданского общества, координации Духовных управлений, а дальше уж сами мусульмане решат, как им строить свою работу, в рамках одной структуры или нескольких.

 

 

Беседовал Калиль Кабдулвахитов

 

Наша справка:

Игорь Владимирович Бобров. Родился в 1965 г. в Тюмени. Окончил исторический факультет Тюменского государственного университета. Кандидат исторических наук. Возглавлял лаборатории по изучению регионального социума и социально-исторических исследований в Институте проблем освоения севера Сибирского отделения РАН. С 2007 года начальник отдела по делам религии Комитета по делам национальностей правительства Тюменской области. Более 20 лет преподает в Тюменском госуниверситете.

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/10068/">ISLAMRF.RU: Игорь Бобров: «Диалог с мусульманами предотвратит их дальнейшую дезинтеграцию от российского общества» </a>