Национальный проект жителей поселка Юрты Андреевские
29.05.2008 10:38Еще десять лет назад поселок Андреевский в официальных документах проходил как Юрты Андреевские (по-местному Юрты Интряй). Он считался последним селом в Тюменской области, сохранившим дореволюционное обозначение татарского населенного пункта.
По привычке в округе его продолжают называть «Юртами». Да и сами местные жители именуют себя юртовцами. Народ здесь живет зажиточный. На улицах чистота, но главное, не увидишь у магазинов праздных любителей зеленого змия.
- На весь поселок у нас есть два-три таких человека, - рассказал мне глава поселковой администрации Файзулла Камалов. - Но с ними мы работаем, не позволяем шататься пьяным по селу и подавать людям дурной пример.Глава Юрт Андреевских - экс-председатель национально-культурной автономии татар Тюменской области по образованию юрист и на многое смотрит с позиций государственного человека. Поскольку мечеть открыта для всех, Файзулла Сафиулович лично следит за тем, чтобы сюда не проникали нетрадиционные для местных мусульман идеи ваххабизма. Увидев в мечети группу незнакомцев, в тактичной форме выясняет, кто они и с чем пожаловали.
В кабинете главы администрации миниатюрный деревянный макет мечети. На стене большая карта с обозначением островков Андреевского озера и археологических памятников, которых насчитывается более ста, неподалеку, на живописном берегу озера находится знаменитый археологический музей-заповедник под открытым небом. Музейные работники реконструировали здесь жилище эпохи неолита, которое с удовольствием посещают гости поселка, ездят экскурсии.
- У нас такая местность, что только копни и найдешь что-нибудь древнее, - говорит Файзулла Сафиулович.
- А Вы сами находили? – спрашиваю я его.
- Когда копал фундамент под дом, нашел старинную плиту с орнаментом, отдал в местный музей. Эту территорию сохранять надо, беречь как национальное достояние, но не получается – с одной стороны теснят городские дачники, с другой – военная часть. Вот спросите у наших старожилов и все сами поймете. Я знакомлюсь с Тимергали-хаджи Гайнутдиновым - председателем мусульманской организации Юрт Андреевских. Он весь преображается, когда заходит речь о родном поселке, сохранности его истории, об исламе. В глазах появляется блеск. В движениях – проворность молодого человека. Говоря со мной, он пишет фломастером объявления о проведении по обыячаям сибирских татар Цым-байрама – коллективных мероприятий по уборке территории кладбища с последующим чтением Корана и угощением участников. Потом сам раскливает их. Специально, чтобы приобщить людей к истории своей земли, вспомнить своих предков, укрепить веру людей в моральные принципы ислама, поддержать общину Тимергали-хаджи проведет после уборки кладбища торжественную трапезу во дворе мечети, сопровождая приятное угощение беседой и мусульманским утешением для страждущих односельчан.
Однажды и сам Тимергали-хаджи смог найти утешение только в религии предков, когда потерял в автомобильной катастрофе сразу двоих детей, справив вместо свадеб сразу две поминальные тризны, так и не оправилась от горя и его жена и сам он долго лежал в больнице. «Утешение я нашел в исламе, в односельчанах, в истории нашей религии, в деяниях сибирских шейхов, - говорит Тимергали-хаджи. – Выйдя из больницы в 1992 году, я начал глубже постигать религию». Вскоре Тимергали Гайнутдинов в составе делегации тюменских мусульман участвовал на съезде Центрального Духовного управления мусульман России в Уфе. В 1998 году он возглавил сельскую мусульманскую общину в составе Духовного управления мусульман Азиатской части России.
…Цым-байрам в Юртах Андреевских собрал более ста человек. Тимергали-хаджи заботливо убрал прошлогоднюю траву с могил своих несчастных детей и супруги.
Посещает, как и все местные жители астану-некрополь средневекового шейха-миссионера на Водяном острове.
Ехать к нему не менее двадцати минут на моторной лодке. В этом месте положено бросать в особую яму, на дне которой никогда не растет трава деньги. Местные жители поясняют, что в старину здесь случилось большое сражение и кровь шейхов-миссионеров текла в эту яму, потому там и не растет трава…
Ямы расположены одна за другой в метрах пятидесяти от холма, где покоится шейх, которого чтут правоверные Юрт Андреевских. Рассказывают, что в советское время Тюменский райисполком решил построить на этом острове профилактории. Об этом быстро стало известно в Юртах Андреевских. Старики тогда сказали, что лягут под колеса тракторов, но не дадут тревожить покой шейха. К мнению пенсионеров прислушались, строительная техника так и не появилась на острове.
- Народ у нас дружный, во времена «красного террора» никто не пострадал, не было у нас стукачей, - говорят юртовцы.
Тимергали-хаджи Гайнутдинова назвал мне имя захороненного здесь человека. По его сведениям, миссионера звали Халиль (другая версия, Гали). Однако, по мнению ученого-краеведа из Тобольска Игоря Белича, на острове в Андреевском озере покоится шейх Аптерай-авлия.
Практика посещения астаны сегодня нередко критикуется со стороны рукводством Духовного управлением мусульман Тюменской области, которое видит в этом ширк-многобожие, но, похоже, юртовцы знают корни своей религиозной традиции, берегут историческую память и мусульманскую совесть как главное национальное достояние, превосходя в этом некоторых тюменских хазратов.
Ибрагим БЕКДАИР
На фото:
Мечеть Юрты Андреевские
На остров к астане шейха
Тимергали-хаджи вручает подарок активисту общины
Ссылки по теме:
Начальник пресс-службы МЧС Югры:“Для меня, православного, Коран – последнее Божественное послание”
Старинные мечети Тюменской области
Репрессии против тюменских имамов
19-05-08 Тюменские казахи провели воскресник на мусульманском кладбище
Сенсация от тюменского краеведа. Ислам пришел в Сибирь гораздо раньше, чем было принято считать
29.05.08