Родословная принесла имаму Кузбасса сюрприз на иркутской земле
04.09.2012 17:51В материале «Из князи в имамы», опубликованном в IslamRF.Ru, мы рассказывали об имаме Анваре Аширове из города Осинники Кемеровской области, который, исследуя свое генеалогическое древо, добрался до эпохи Смутного времени, а затем, благодаря Интернет, нашел других потомков князя-пращура, которых судьба разбросала по стране в переломные моменты истории.
Несколько дней назад в далеком поселке Залари Иркутской области состоялась встреча имама Аширова с родственниками, о существовании которых раньше он не знал. В родном селе Ломаты, что в Мордовии, никто из старших родных не рассказывал ему в юные годы, что дед его Сафиулла Аширов имел вторую семью, которую вывез в 1932 году в Иркутскую область, узнав, что попал в список лиц, подлежащих раскулачиванию. Дед Сафиулла добровольно уехал со второй женой, детьми и сестрой Асьмой в Сибирь, опасаясь принудительной ссылки. Позже Сафиулла вернулся к первой семье в Ломаты. Занимался он ветеринарией. Как отличный специалист, часто был в отъездах по приглашению животноводческих хозяйств. Жил на две семьи, периодически посещая Иркутскую область. Сафиулла Уздинович трагически погиб на железной дороге, возвращаясь в Ломаты из рабочей поездки по ветеринарным делам. Дед попал под поезд в результате несчастного случая, и неизвестно, узнали бы друг о друге его внуки, если бы имам Анвар Аширов не увлекся составлением родословного древа, и не стал искать через социальные сети княжеских потомков.
Из переписки с директором краеведческого музея поселка Залари Галиной Макогон (в девичестве Ашировой) имам Осинников узнал, что ее деда тоже звали Сафиулла, а прадеда - Уздин, корни ее с деревни Ломаты в Мордовии. Получалась нестыковка. Как это! Сафиулла Уздинович Аширов это его родной дед, но в то же время он, оказывается, является родным дедом Галине Макогон из Иркутской области. Может однофамильцы?! - возникало сомнение у него и у нее.
- Мой отец Калимулла Сафиуллович вспоминал о своем родственнике Айсе в Ломаты, - написала она.
- Так Айся - это мой отец! - недоумевал имам.
Клубок распутывался по мере переписки. Наконец, внукам стало понятно, что у них общий дед, но разные бабушки. Сразу с завершением месяца Рамадан имам Анвар Аширов выехал к новым родственникам в Иркутскую область. Взял билет до Красноярска, оттуда сел на поезд до места назначения.
- В первый день мы проговорили до вечера, - рассказывает имам Осинников. - Меня встречала целая группа родственников из Залари и города Зима, дети и внуки Калимуллы Сафиулловича. Мы не могли наговориться. Я рассказывал про Ломаты, о тамошних родных, они - о том, что помнят из рассказов старших.
Оказалось, что в Иркутской области потомки не знали о трагической гибели деда Сафиуллы на железной дороге. Они думали, что он умер в лагере, после ареста. В далеком 1932 году, приехав в Иркутск, семья обнаружила на вокзале, что потерялась квитанция на багаж. Еще в Ломатах перед отъездом женщины вшили деньги в перины, надеясь по приезду в Сибирь достать их. Сафиулла с сестрой, женой и детьми остались в незнакомом городе, в чем были одеты, без денег и вещей. Однажды, придя на базар, дед увидел на прилавке вещи из багажа. Эмоции захлестнули его. Сафиулла стал ругать советскую власть, заставившую его покинуть родину и скитаться по Сибири. Его увели в милицию.
- Что было дальше, известно одному Всевышнему Аллаху, - говорит имам Аширов. - Получается, что после освобождения дед уехал обратно в Ломаты, но потом приезжал навещать семью в Иркутск. А после последнего отъезда и пропажи без вести, родные решили, что его вновь арестовали. Это не удивительно, так как в конце тридцатых годов репрессий особенно усилились, людей арестовывали по лимиту.
Галина Макогон искала деда в списках репрессированных по Иркутской области и, не найдя, подумала, что деда за сопротивление милиции могли судить по уголовной статье. На встрече в Залари Ашировы почитали аяты Корана по душам ушедших в мир иной родственников, посетили могилы родных.
Оказалось, что в Заларинском районе несколько татарских деревень, основанных переселенцами из Поволжья в период столыпинских реформ. Имам встретился с потомками переселенцев, побывал в краеведческом музее Залари, который, благодаря стараниям его двоюродной сестры Галина Макагон, богат экспонатами и историческими материалами, в том числе по переселенческому движению татар в XIX-XX вв.
- В Залари, как и в Осинниках, живут шахтеры, в здешних шахтах добывают соль, - рассказывает имам. - В поселке до 1934 года была мечеть. После закрытия в ней размещалась больница. Сегодня мечети в Залари нет.
Четыре дня гостил имам Аширов у новых родственников. Пригласил их к себе в Осинники. Все вместе потомки князя Ямаш мурзы Мангушева, упоминаемого в охранной грамоте воевод князей Д. Трубецкого и Д. Пожарского от 1613 года и грамоте первого самодержца из рода Романовых от 1618 года, мечтают посетить родовое село Ломаты.
- Один из мудрецов сказал: «Когда на родовом древе зарождается новое яблочко, созреть ему сильным, крепким и могучим помогают соки мощных корней всего родового древа», - говорит Анвар Аширов и советует изучать родословную, которая может преподнести неожиданные сюрпризы.
Калиль Кабдулвахитов
На фото:
1. Имам Анвар Аширов с новыми родственниками в Иркутской области
2. Возле могил родных, покинувших в 1932 году родовое село Ломаты
3. Дореволюционная мечеть в Залари.
Ссылки по теме: