В школах Екатеринбурга борются с мигрантофобией
05.02.2008 13:11На прошлой неделе в екатеринбургской средней образовательной школе № 17 Ленинского района прошел очередной «Урок толерантности» - в рамках совместного проекта «Толерантность в образовании», реализуемого Генеральным консульством Великобритании и Межнациональным информационным центром, при поддержке аппарата Уполномоченного по правам человека Свердловской области и управления образования города Екатеринбурга. На мероприятии присутствовали уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, руководитель управления образования администрации города Евгения Умникова и генеральный консул Великобритании в Екатеринбурге Дженни Лок.
Как рассказали в пресс-службе омбудсмена, данный проект возник в связи с тем, что современная общеобразовательная школа характеризуется полиэтничным и поликонфессиональным составом учащихся. Он складывается из детей разных национальностей (в соответствии со статистикой, их число превышает 120), постоянно проживающих на территории Свердловской области и детей-мигрантов. «Многонациональный детский коллектив требует от учителя не только поликультурных знаний, но и умения применять адаптивные методики и технологии работы, направленные на формирование механизмов социальной адаптации, в детской и подростковой среде, – сообщили в пресс-службе Уполномоченного по правам человека. – Цель проекта: обобщить местный и международный опыт по социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов и распространить среди педагогов города наиболее успешные практики».
Действительно, классы школ столицы Среднего Урала стали многонациональными, это факт. Как рассказала «IslamRF.Ru» директор Межнационального информационного центра Нурзиза Бенсгхиер, в школах Орджоникидзевского, Чкаловского и Железнодорожного районов в среднем от 30 до 35% учеников составляют дети мигрантов. А в одной школе Железнодорожного района всего три русских ученика. В этой ситуации нередко возникают межнациональные конфликты, например, между юными армянами и азербайджанцами, иногда между русскими и представителями других национальностей. Еще одной проблемой является плохое знание детьми мигрантов русского языка. Поэтому учителям приходится самим разрабатывать свои программы и методики для работы в многонациональном коллективе.
«В рамках проекта в каждом районе мы посещаем по одной школе, где накоплен большой опыт работы с детьми мигрантов, - пояснила Нурзиза Бенсгхиер, - мы знакомимся с методиками учителей, наблюдаем, как они их применяют на классных часах или на внеклассных мероприятиях для развития у детей толерантности, беседуем с детьми. Задача данных встреч оценить тот опыт, который накоплен в Екатеринбурге, обобщить его и донести до всех, путем издания двух брошюр. Первая будет предназначена для учителей. В ней будут содержаться методические рекомендации по работе в поликультурном детском коллективе, а вторая – для детей. В ней в игровой форме будет рассказано, как завести друзей, адаптироваться новом в коллективе, наладить взаимоотношения со сверстниками и учителями».
Хотя, по словам организаторов, в Екатеринбурге встречаются интересные авторские методики, проект «Толерантность в образовании» направлен на выявление потребности уральских педагогов в международных практиках социальной адаптации детей-иностранцев. Поэтому будет активно использоваться иностранный опыт. В частности, 15-17 февраля в Свердловской области пройдет педагогический семинар, на котором тренер из Великобритании – поликультурной страны с огромным опытом адаптации детей мигрантов – поделится наработками английских педагогов.
Решение данной проблемы назрело давно. Аналитический центр ИА «ТАСС-Урал» в ноябре 2007 года провел социологическое исследование среди учащихся 1-11 классов ОУ СОШ №163 города Екатеринбурга на тему «Кто такие мигранты». Согласно результатам исследования, отрицательный образ мигранта формируется у детей, начиная с 5 класса. До 11 лет мигранты воспринимается как «иностранцы».
До 3-го класса большинство детей не знают, кто такие мигранты и чем они занимаются. Хотя довольно часто мигрантами называют людей, «которые водят машины», поэтому их проблемы - «аварии и пробки». В 4 классе осведомленность детей повышается. Дети считают, что мигранты - это «люди, которые приезжают из разных стран, если у них война». В этом же возрасте начинает складываться образ мигранта как человека, занимающегося «продажей овощей». Т.е. начинает формироваться определенный стереотип.
С возрастом негативное отношение к мигрантам среди уральских школьников усиливается. Основной проблемой приезжих становится то, что «они сталкиваются с русскими, которые их не очень любят». По мнению исследователей, на мнение школьников влияют многочисленные факты столкновений между русскими и мигрантами, которые все чаще попадают в СМИ. Это формирует мнение о том, что русские недолюбливают приезжих. Мигранты могут работать на рынках, «торговать дешевой одеждой», в сферах, где требуется применение физической силы (грузчики и пр.), на стройках. Читая результаты исследования, складывается мнение, что у уральских школьников отношение к мигрантам не очень дружелюбное, потому что в их оценках преобладают негативные коннотации.
Тенденции тревожные, однако, организаторы надеются, что проект «Толерантность в образовании» будет способствовать налаживанию межнациональных отношений в уральских школах, облегчит социальную адаптацию и социокультурную интеграцию детей мигрантов в российское общество. Ведь интенсивная миграция в Россию, постепенная смена ее этно-конфессионального облика – это не прогнозы отдаленного будущего, а реалии сегодняшнего дня.
Камиль ШИХОВ,
Екатеринбург
На фото: Нурзиза Бенсгхиер
4.02.2008
Ссылки по теме:
Московские правозащитники проанализировали положение жителей Чечни в России
Комментарий недели. Мигранты и ксенофобия
29-01-08 В России скинхедов в разы больше, чем во всём мире — эксперт