Тюменские мюриды два дня чествовали Пророка
15.03.2010 17:29В мечетях города Ялуторовск и села Новоатьялово Ялуторовского района Тюменской области прошли мероприятия в честь Мавлид ан-Наби, дня рождения Пророка, мир ему.
- Капитан-мюрид
- Мавлид в Новоатьялово проходил в пятницу 12 марта. Небольшое помещение мечети было заполнено до отказу. У многих мужчин на голове тюбетейки с белой лентой. Эти люди называют себя мюридами дагестанского шейха Саида Чиркейского.
- - И вы – мюрид? – спрашиваю имама мечети Мунира Биктимирова.
- - Да, и я мюрид, - говорит имам. – Вся наша община следует тарикату. Есть мюриды и в Ялуторовске и в Тюмени.
- - Почему решили пойти по тарикату дагестанского шейха, а не, допустим, какого-либо сибирского шейха?
- - В Дагестане, как и в Сибири, был и есть общий накшбандийский тарикат. Только у нас цепочка знаний прервалась в 30-х годах после смерти ишана Халила, на Кавказе же преемственность сохранилась. Став учениками Саида Чиркейского, мы восстанавливаем прежнюю традицию…
- Восстанавливать у Новоатьяловской общины есть из чего. Отец Мунира Биктимирова Абдулла Ниятбак-улы до революции учился в Троицке у ишана Зейнуллы Расулева, и оставил после себя немало книг на старо-татарском языке, которые в советское время были надежно припрятаны, а теперь очень пригодились мюридам. Мунир Биктимиров родился, когда отцу было 60 лет. До пенсии будущий имам работал на севере в речном пароходстве, в должности капитана водил суда по Обь-Иртышскому бассейну. Теперь ведет по суфийскому пути общину правоверных.
- Имам Мунир открывает одну из книжек отца и нараспев читает на сибирско-татарском языке куплеты о жизненном пути пророка Мухаммаду, мир ему. Эти баиты и мунаджаты пели сто лет назад на мавлидах предки. В определенный момент народ, сидящий в молитвенном зале, подхватывает песнопение. Голоса в унисон звучат очень красиво.
-
- Атьял – конный отдых
- Новоатьялово считается самым религиозным и трезвым селом в округе. Мне приходилось видеть в областной библиотеке старинные рукописные книги из Новоатьялово (старое название села -Атьял). В одном из учебников по мусульманскому праву сообщается, что «Книгу переписал Мухамед Шакир сын Мухамедрахима в деревне Атьял в медресе муллы Джалал ад-Дина сына Зайнутдина в 1295 году по хиджре», что соответствует 1878 году.
- Атьял возник в 17 веке на месте привала по конному тракту из казахских степей в Тобольск. В старину по этому тракту перегонялись лошади для продажи в стольном граде Тобольске. Купеческие обозы останавливались здесь на привал и давали передышку коням. Атьял переводится как место отдыха коней.
- Жители Новоатьялово гордятся тем, что именно в их селе после заката коммунистической идеологии в 1990 году была построена первая мечеть, одна из первых в СССР. Люди работали от рассвета до заката. Построили кирпичную мечеть всего за квартал.
- - К сожалению, наш уважаемый шейх, аксакал Шейхульислам Калгаманов, организовавший строительство мечети, не дожил до дня ее открытия, - говорит имам Мунир. – Именно благодаря этому человеку в советское время в Новоатьялово сохранялся исламский порядок.
- Шейхульислам – не титул, а имя старейшины, к которому в Новоатьялово много лет назад приезжал тогдашний глава ДУМЕС Талгат Таджутдин, чтобы выразить свое почтение.
-
- По зову сердца
- Два года назад, когда я приезжал в Новоатьяловскую мечеть, мюридом Саида Чиркейского здесь называл себя только один человек. Впервые об этом человеке, Рафаэле Валишине, широкой публике стало известно четыре года назад, когда в местных СМИ прошла информация, что некий гражданин поселился на крыше Баишевской мечети рядом с минаретом и с высоты рассказывает собравшимся внизу людям о пагубности идей ваххабизма. Затем прошел слух, что этот человек захватил Баишевскую мечеть, заперся изнутри и никого туда не пускает. Но позже выяснилось, что все это чушь.
- Как рассказал сам Рафаэль Валишин, в Баишево он оказался в результате духовного поиска. Ранее он изучил разные направления внутри разных религий, и выбрал для себя суфизм. Для духовной практики отправился в мечеть села Баишево Вагайского района. В этом селе находится нерополь-астана шейха Хакима, одного из суфийских миссионеров средневековья. Со временем руководству местной мечети не понравилось, что Рафаэль загостился в Баишево, дни и ночи проводит в мечети. Возник конфликт, который был раздут СМИ. На одном из заседаний работников культуры в Тюмени представитель Вагайского района вскользь упомянула об имевшем место конфликте в Баишевской общине. Это услышали журналисты, присутствовавшие на заседании комиссии, и каждый на свой лад распространил информацию, хотя мечеть он не захватывал. Из Баишево путь лежал на Кавказ.
- - Я искал учителя, суфийского наставника, - рассказал Рафаэль. – Хотел ехать за границу и искать там, но сердце мне подсказывало, что надо искать тут в России. Разум говорил одно, сердце другое. Когда я был в Ростове, сердце мне подсказало, что следует свернуть в Махачкалу. В Дагестане разговорились с одним братом мусульманином. Я рассказал ему, что ищу суфийского наставника. Тут мой новый знакомый признался, что он мюрид шейха Саида-афанди. Вместе мы поехали к шейху в Буйнакский район.
- Так в Ялуторовском районе возник новый мюридизм. У Рафаэеля Валишина, который по возвращению поселился в Новоатьялово, появились ученики и последователи.
- Сибирский тарикат
- Один из учеников Валишина, Тимур Загиров, кстати, возглавляет тюменскую молодежную организацию «Ихсан». Недавно Тимур и имам Ялуторовской мечети Раиль Махмутов (родом из Новоатьялово) также посетили Буйнакский район.
- - Побывали мы и в Дербенте, - рассказал имам Раиль. – Совершили зиярат к сахабам, которые похоронены здесь. Дербент – уникальный город, сохранивший средневековый колорит. Надо увидеть его, чтобы получить прилив сил.
- Будущим летом из Тюменской области в Дербент и далее в Буйнакский район с Саиду-афанди собирается целая делегация. Появившийся не так давно железнодорожный маршрут «Тюмень-Баку» существенно облегчил дорогу, проложенную Рафаэелем Валишиным. Кстати, сам основатель нового мюридизма в Тюменской области несколько месяцев назад уехал жить в Башкирию.
- В субботу 13 марта на Мавлиде в Ялуторовской мечети добрую часть участников составили мюриды Новоатьяловской мечети. В их числе Шайхинур Газизов, внук преподавателя дореволюционного медресе в Новоатьялово Абдулбария Газизова. Потомки религиозных деятелей прошлого сегодня продолжают дело предков, возрождая сибирский тарикат, но не всегда находят понимание со стороны единоверцев. Многие мусульмане в Тюменской области относятся к сибирским мюридам дагестанского шейха, мягко говоря, критически, обвиняя в пресловутом «ширке». Но, похоже, что мюриды нашли понимание со стороны органов власти: организация «Ихсан» каждый вторник проводит в помещении «Молодой Гвардии» (молодежного крыла партии «Единая Россия) лекции об исламе.
- Всего в трех (из восьмидесяти) мусульманских общинах юга Тюменской области в этом году, как и в предыдущих годах, прошли мероприятия в честь дня рождения Пророка – Ялуторовске, Новоатьялово и при тюменской мечети ЦДУМ. В руководстве же многих других мечетей считают, что в исламе нет такого праздника как Мавлид.
-
- Ибрагим Бекдаир
- На фото:
- 1.Справа имам мечети Новоатялово Мунир Биктимиров, слева Рафаэль Валишин
- 2. Мечеть Новоатьялово
- 3.Имам мечети Ялуторовска Раиль Махмутов
- 4. Руководитель молодежной организации «Ихсан» Тимур Загиров
- 5. Мечеть Ялуторовска
- 6. Во время чтения салаватов на Мавлиде в мечети Ялуторовска