Как мусульмане мечеть отстояли. «Магометанскому храму» Новосибирска вернут его дореволюционный облик
10.01.2008 14:58Арбитражный суд поставил точку в многолетней тяжбе между двумя мусульманскими организациями, претендовавшими на здание старой мечети.
Построенная в 1916 году на северной окраине города «магометанская» мечеть сегодня оказалась в самом центре миллионного Новосибирска. От вокзала до нее – минут двадцать ходьбы. Прохожие, к которым я обращался по пути движения, во всех подробностях рассказали, как дойти до затерянного среди высотных зданий и «спрятанного» в сени деревьев ветхого двухэтажного строения. Выйдя на площадь имени Кондратюка, я догадался о причинах осведомленности горожан: на видном месте красовалась табличка-указатель о местонахождении мусульманского памятника истории и культуры.Адрес старой мечети — ул. Фрунзе, 1а. От первоначального облика «магометанского» храма не осталось практически ничего. В советское время убрали минарет, добавили второй этаж и пристрой.
— Здесь располагались госпиталь, поликлиника, пожарная часть, а перед нашим заселением здание занимала организация «Сибдорстрой», — рассказал имам мечети Гумар Баязитов.
Имам появился, когда сторож мечети Серачитдин Назибуллин угощал утреннего гостя, то бишь меня, чаем со сладостями. Гумар-хазрат находился в приподнятом настроении. Накануне моего визита он получил решение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа о передаче спорного здание в ведение руководимой им мусульманской организации, входящей в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР). На старую мечеть претендовала другая община, под руководством Накипа Шакирзянова, входящая в Духовное управление мусульман Сибири (ДУМС) с центром в Омске.
Но обо всем по порядку. Статус города поселок Новониколаевск Томской губернии, основанный в конце 19 века на берегу Оби по Транссибирской магистрали, получил в 1903 году. Уже в это время, по словам старожилов, мусульмане имели здесь свой молельный дом. В 1910 году они получили разрешение на строительство мечети. Через шесть лет «магометанская» мечеть заработала…
За годы противостояния с общиной ДУМС Гумар Баязитов накопил увесистую пачку документов, в том числе архивных. Как следует из них, 15 июня 1927 года в здании мечети на улице Фрунзе проходил мусульманский съезд. Годом раньше Новониколаевск был переименован в Новосибирск. В 1936-м мечеть закрыли. (В Новосибирске сегодня живут потомки расстрелянного в 1937 году имама мечети Нугмана Алямова).
В период перестройки в СССР мусульмане города собирались в молельном доме по улице Дарьяльская, 4. Здесь в 1987 году Гумар Баязитов познакомился с новым имамом Накипом Шакирзяновым, приехавшим в Новосибирск после учебы в Бухарском медресе «Мир Араб».
(Накип-хазрат приходится родным братом муфтию ДУМС Зулкарнаю Шакирзянову из соседнего Омска).
В 1990 году тогда еще единой мусульманской организации города мэрия Новосибирска выделила участок по ул. Красина под строительство соборной мечети, а спустя четыре года появилось официальное распоряжение администрации Новосибирской области о передаче мусульманам здания исторической мечети по ул. Фрунзе. В документе говорится:
1.Принять предложение Научно-производственного центра о включении здания мечети в списки вновь выявленных памятников истории и культуры г. Новосибирска.
2.Считать двухэтажное деревянное здание по ул. Фрунзе. 1-а (% утраты первоначального облика составляет 50%) областной государственной собственностью.
3.Передать здание в безвозмездное бессрочное пользование Новосибирской общине мусульман.
4.В соответствии с действующим законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры религиозной общине мусульман произвести весь комплекс ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению в 1994-1995 годах по проекту, выполненному Научно-производственным центром.
5.Научно-производственному центру по сохранению историко-культурного наследия:
— организовать изготовление проекта реставрации и приспособления под религиозные нужды;
— заключить охранный договор на вновь выявленный памятник с Новосибирской общиной мусульман.
6.Управлению финансов и налоговой политики администрации области изучить вопрос о возможности оказания помощи религиозной общине в сумме 100 млн. рублей на 1994 год по восстановлению вновь выявленного памятника.
7. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия (Тимяшевская Л.В.) и на отдел по связям с религиозными и благотворительными организациями администрации области (Лымарь В.Д.).
Тем временем в Новосибирске кипела стройка на улице Красина. Из надписи у входа в соборную мечеть следует, что построили ее в 1998 году «на пожертвования прихожан и с помощью областной администрации, мэрии г. Новосибирска, а также Галеева Т.Ш., Фиткулина М.Г. и президента благотворительного фонда татарского духовного наследия «Хиляль» Бязитова Р.Ж.».
К концу 90-х годов наметился раскол между двумя лидерами мусульман – Гумар-хазратом и Накип-хазратом. О причинах мы умолчим, поскольку не выслушана вторая сторона. Почему не выслушана? - об этом ниже.
Гумар-хазрат со своими сторонниками остался в исторической мечети, Накип-хазрат – возглавил соборную мечеть города, параллельно стал предпринимать шаги по ликвидации «вотчины» соперника. 17 апреля 2000 года Шакирзянов объявил после джума-намаза в соборной мечети собрание с повесткой дня «О реконструкции старой мечети по адресу ул.Фрунзе, 1а». Фактически же на собрании Накип-хазрат поставил вопрос о сносе строения.
«…Нельзя забывать о том, что на сегодняшний день мечеть практически полностью потеряла свой первоначальный облик, – говорил Накип Шакирзянов. – Восстанавливать мечеть в первоначальном виде было бы нецелесообразно, т.к. восстановление и реставрация старого здания обойдется дороже, чем строительство нового. Тем более, что здание такого типа не отвечает сегодняшним требованиям общины».(Здесь и далее «закавыченные» слова взяты из протокола собрания. – Авт). Накип-хазрат предложил вывести мечеть из «числа исторических памятников, разобрать и передать это здание в Колывановский район в Юрт Акбалык для строительства мечети», а на ул. Фрунзе, 1а построить «новую мечеть или, если представится возможность, на другом, лучшем месте».
Следующим слово взял прихожанин по имени Фуат Вахитов.
«Я против того, чтобы сносить старую мечеть, — говорил он, — потому что она памятник татарам и башкирам. Иначе никто не будет знать о том, что здесь жили татары и башкиры, и скажут, что здесь никогда не было мусульман. И незачем везти старую мечеть в Юрт-Акбалык, т.к. там леса много. Новую мечеть нужно строить на новом месте, а эту мечеть нужно реставрировать. Нельзя уничтожать память наших отцов. А вы вместе с коммерсантами хотите только все ломать».
За предложение Шакирзянова проголосовало подавляющее большинство – 202 человека из 212. Против высказался один, вероятно, это и был Фуат Вахитов. Девять человек – воздержались.
Ссылаясь на решение собрания, Накип-хазрат предпринял более решительные меры, но и община исторической мечети, а это, в основном, местные пенсионеры, держалась стойко.
— Мы оказались в осадном положении, - вспоминает Гумар-хазрат. — Приходилось дежурить по несколько человек. Были разные способы выселить нас отсюда. Когда силовые методы не удались, к нам зачастили пожарные. Сегодня мы, наверное, лучшая по противопожарной безопасности организация города (смеется). По настоянию пожарных мы пробили со второго этажа запасную дверь на улицу. Я их спрашивал: «Почему вы раньше, когда здесь работал Шакирзянов, не заставляли делать запасную дверь?!»…
Администрация области приняла в конфликте сторону Накипа Шакирзянова. Община под руководством Баязитова, зарегистрировавшаяся к тому времени при ДУМЧР, опротестовала решение администрации о передаче памятника архитектуры соперникам.
Знакомясь с публикациями Новосибирских СМИ двухлетней давности, нетрудно заметить, что в них делается упор на то, что община под руководством Накипа-хазрата подчиняется Духовному управлению в Уфе, а альтернативная мусульманская организация – Духовному управлению в Москве.
Арбитражный суд Новосибирской области также решил, что правопреемником дореволюционной мусульманской общины города является организация Накипа Шакирзянова, поскольку она есть структурное подразделение Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) в Уфе.
Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Тюмени, куда с аппеляцией обратился Гумар Баязитов, принял противоположное решение. Тюменские судьи признали правопреемником дореволюционной общины города Новосибирское отделение ДУМАЧР.
— В суде выяснилось, что организация Шакирзянова не подчиняется Духовному управлению в Уфе, — рассказал Гумар-хазрат. — Она входит в состав ДУМС в Омске, которым руководит брат Шакирзянова Зулкарнай. Устав ДУМС не утверждался и не регистрировался в Минюсте (об этом тоже было заявлено в суде). Наши документы показались судьям более убедительными. Устав ДУМАЧР зарегистрирован в Минюсте. Кроме того, наше Духовное управление входит в состав Совета муфтиев России, единой централизованной структуры, тогда как ДУМС братьев Шакирзяновых не подчиняется никакому Духовному управлению, ни ЦДУМ, ни Совету муфтиев, оно само по себе…
Дабы выслушать версию Накипа-хазрата, я направился с улицы Фрунзе в другой район города, к грандиозной соборной мечети по ул. Красина.
— Смотри, чтобы он не побил тебя, - предупредил сторож Серачитдин. – Аккуратней задавай вопросы.
У ворот соборной мечети кипела работа. Парни таскали на носилках песок, ровняли прилегающую территорию.
— Хазрат там, у себя, все вопросы к нему, - сказали они, пряча лица от объектива фотоаппарата.
Дверь в просторный кабинет Накипа Шакирзянова на первом этаже соборной мечети оказалась открытой. Хазрат за столом о чем-то говорил с мужчиной почтенного возраста. Молодой человек, сидя в кресле напротив, листал журнал. В помещении находились еще несколько человек.
— Ас-саламуалейкум! – поздоровался я и, пройдя к столу, сел за свободный стул, сказав при этом: «С вашего позволения!».
— Эй, ты кто такой?! — изменился в лице Шакирзянов. – Почему так заходишь?!
— Я… корреспондент, - показал я удостоверение члена Союза журналистов России. – Хотел бы…
— Ну и что с того, что ты корреспондент, ты чё такой наглый! – перебил хазрат.
— Извините, у вас дверь открыта, здесь люди…
— Я спрашиваю: почему так заходишь нагло?!
Через два часа я должен был ехать на автобусе до Томска. Сидеть в салоне с подбитым глазом, не входило в мои планы, поэтому через две минуты разговора на повышенных тонах я принял решение ретироваться из кабинета хазрата.
Это было в последние летние дни, а на днях я позвонил Гумару Баязитову в Новосибирск. Вот что он рассказал:
— Историческая мечеть будет, инша Аллах, построена заново из нового сруба - в один этаж с таким же высоким минаретом, какой был. Проектно-сметную документацию по воссозданию мечети в ее первозданном виде подготовили томские архитекторы. Сейчас бумаги переданы для утверждения в областной Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия. Мы полностью разберем здание и усилим фундамент. Местами образовался земельный нарост, поэтому фундамент мы приподнимем. Администрация дала добро на реконструкцию с условием: мечеть должна быть точной копией прежней.
— Кто ваши спонсоры? – поинтересовался я.
— Пока я бы не хотел называть их имена, но это наши новосибирские мусульмане-предприниматели.
— Накип-хазрат вас больше не беспокоит?
— Уже нет.
— Ну и слава Богу!...
В Новосибирске сегодня действуют две мечети на улицах Красина и Фрунзе и молельный дом в районе Хилокского рынка. Решается вопрос о строительстве еще одной мечети.
Ибрагим Бекдаир
Фото автора.
10.01.2008
На снимках:
Историческая мечеть Новосибирска в начале 20 века
Имам исторической мечети Новосибирска Гумар Баязитов
Историческая мечеть Новосибирска в наши дни
Соборная мечеть Новосибирска
Другие статьи по исламу в Сибири:
В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска
Старинные мечети Тюменской областиa>
Репрессии против тюменских имамов
Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются