Совет улемов 1920-х гг. и его лидер
07.05.2009 17:56Улем и мударрис Джихангир Абзгильдин (1873—1938) принадлежал к поколению российских улемов, рожденных эпохой джадидизма. Поэтому наряду с богословскими вопросами он занимался реформой системы образования, созданием учебников по астрономии, гигиене и философии. Джихангир-хазрет был участником IV Всероссийского мусульманского съезда в 1914 г. и даже кандидатом в члены Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии в 1917.
Абзгильдин родился в деревне Ново-Янбеково Белебеевского уезда Уфимской губернии в роду имамов. Молодой Джихангир получил образование в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Здесь проявился его публицистический талант, когда он сотрудничал в рукописных журналах, столь популярных среди шакирдов в дни революции 1905-1907 гг.
Джихангир-хазрет был известен своей умеренной реформаторской позицией, стремлением сохранить основы исламской догматики. В этом он отличался от другого своего ровесника и земляка Зыи Камали. Последний в 1906 г. стал ректором нового медресе «Галия» при 2-м приходе Уфы. В 1907 г. Абзгильдин занимает место умеренного джадида Хайруллы Усманова и становится имам-хатибом 1-ой Уфимской Соборной мечети, ректором и мударрис медресе «Усмания». Мударрис Джихангир Абзгильдин, который ввел в медресе программу своего родного медресе Хусаиния, удлинил учебный курс, обновил состав преподавателей, улучшил быт шакирдов. Но многие начинания Абзгильдина упирались в отсутствие средств. Лишь в 1915 г. Усмания обрела постоянные источники существования: лидеры уфимских либералов (С. Назиров, С. Шамигулов, С. Джантюрин, К.-М. Алкин и др.), отказавшиеся от материальной поддержки медресе Галия, взяли Усманию под свою опеку. В 1910 г. в медресе обучалось 242 юноши. Плата за обучение составляла в то время 5—10 руб. в год, дети бедняков (около 50 человек в год) от платы освобождались. В медресе работало 10 мугаллимов (учителей).
Осенью 1917 г. Усмания превратилось в основное медресе Диния Назараты-религиозного ведомства, сменившего ОМДС. Здесь к преподаванию приступил целый ряд улемов, включая муфтия Г. Баруди, председателя Всероссийского Союза Духовенства Х. Габяши, казыя Г. Сулеймани, ректора «Галии» З. Камали, Г. Шнаси, М.-Н. Тюнтяри, З. Кадыри, М. Ханафи. В 1923 г. они составят основу Совета улемов. Абзгильдин стремился создать на базе медресе Татарскую учительскую школу. В чем то его планы сбылись. История Усмании завершилась в начале 1918 г., когда оно было преобразовано в татарскую гимназию.
Авторитет Абзгильдина быстро рос. В 1912 г. он стал ахуном Уфы. В мае 1911 г. в Уфе на съезде в честь 25-летнего пребывания Мухаммедъяра Султанова на посту муфтия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) выступил за направление садака на нужды образования.
Секретарь Совета улемов.
В марте 1917 г. Абзгильдин был избран заместителем казыя ОМДС. В июле 1917 г. на II Всероссийском мусульманском съезде было принято решение, что муфтий и все 6 казыев должны быть улемами на уровне профессора мусульманского богословия. В 1923 г. на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства был избран Голямалар Шурасы (Совет Улемов) — аналитический и теоретический центр ЦДУМ России (Центральное Духовное Управление мусульман – новое официальное название Диния Назараты). Он был избран на Всероссийском съезде мусульманского духовенства в 1923 г., а Абзгильдин стал секретарем. Основной целью Голямалар Шурасы было объявлено объяснение способов поддержания религии Ислама в чистоте членами уммы.
В первом номере «Ислам маджалласы» (1924, №1) была опубликована статья Абзгильдина «Первое заседание Голямалар Шурасы».
«На прошедшем 10-18 июня 1923 г. всероссийском съезде улемов и мутаваллиев при Диния назараты был создан орган из 10 человек под названием Голямалар Шурасы. Этот орган провел общее заседание 15-18 июня 1924 г. В собрании участвовали члены Голямалар Шурасы: муфтий-хазрет Ризаэтдин Фахретдин, казыи: Кашшафетдин Тарджемани, Зыя аль-Камали, Габдулла Сулеймани, Мухлиса Буби; ахун Уфы Джихангир Абзгильдин, Тагир Ильяси, Кираматулла Айдаров, Салихджан аль-Урмани, Гатаулла Губайдулла, Габдуррахман Гомери, Габдуррахман Расули. Из членов: Хасан-Гата Габаши, Хаджат аль-Хаким Махмудов, Шахар Шараф не присутствовали.
В ходе сессии прошло 10 официальных заседаний. Во время них рассматривались различные проблемы и были приняты решения по вопросам:
1) Отчет о проделанной деятельности Шуры;
2) Рассмотрение заявлений, пришедших с мест;
3) Заявление представителя Диния Назараты в Москве;
4) Создание рабочего плана и регламента для Голямалар Шурасы;
5) Анализ важных проблем, рожденных временем и окружающим миром и выработка основ решения проблем в этих случаях, определение сложных вопросов и подготовка ответов на них;
6) Создание программ для религиозных медресе и курсов;
7) Создание регламента религиозного воспитания и образования в семье;
8) Доклад Кашшафетдина Тарджемани о начале месяцев и решения по этому поводу;
9) Создание книги по фикху, соответствующей потребностям времени;
10) Создание книги по акиде и основам Ислама, достойной нашего времени;
11) Создание книги по каламу, соответствующей потребностям времени;
12) Создание методов и основ по подготовке хутб и вагазов;
13) Объяснение методов вынесения фетв по некоторым текущим вопросам.
Таким образом, создание современной литературы по мусульманской догматике и праву и анализ текущей ситуации с самого начала были важнейшими задачами Совета Улемов.
В эти годы создается книга «Диния асалары» (Основы религии). Она была написана казыями и Джихангиром Абзгильдиным, переведена на русский язык и подготовлена к печати. Абзгильдин уже выпускал учебник «Дин дареслере (уроки религии). Казый ЦДУМ Кашшаф Тарджемани указывал: «До этого наши русские соотечественники узнавали о религии Ислама через зеркало миссионеров, только из трудов, написанных их пером, теперь они пусть прочтут и ознакомятся с трудом по религии Ислама, написанным пером его улемов (ученых), и принятым авторитетной религиозной организацией, возможно, они, по милости Аллаха, будут среди пришедших к верному пути (хидаят)».
Важнейшим механизмом доведения решений Совета улемов стали религиозные курсы. Их порядок и программа при округах (нахиях) была принята на заседании Голямалар Шурасы 15-18 июня 1924 г.
Целью курсов была определена передача имамам и муэдзинам научного и жизненного духа, для того, чтобы духовенство давало истинное мусульманское воспитание народу, ему нужно религиозное и моральное воспитание. Особо отмечалось чтение хадисов, относящихся к наукам, просвещению, морали, экономической жизни, предопределению и богословию;
Лидеры Совета улемов хорошо знали мир, в котором живут российские мусульмане. В их поучениях находилось место как высокому, так и реалиям окружающего мира. В разделе чтение религиозной проповеди (хутба) и выбор тем проповедей (вагаз) указывалось ниже следующее: «Пробуждение интереса в различные времена года к посевной, садоводству, пчеловодству. Осенью призыв к формированию запасов, во время сезона учебы -- к науке и знаниям. Увещевание быть экономным, предприимчивым и трудолюбивым, призыв к милосердию и снисходительности, справедливости и равенству в правах. Помощь нуждающимся, пробуждение интереса к ремеслу; забота о семье; знание своих обязанностей; призыв быть действенным и уповать на Аллаха; условия того, как не быть побежденным в жизненной борьбе, знание того, что есть цель жизни. Что такое высокая мораль? Чем сохраняется религия? С помощью человек достигает спасения? На вышеупомянутые темы произносятся хутбы».
В годы коллективизации Абзгильдин впервые попал в маховик репрессий. 1928—1932 гг. он провел в ссылке в Нарыме. По возвращению в Уфу вернулся к роли ахуна Уфы. Он был арестован по делу ЦДУМ в 1936 г. Его особо обвиняли в обсуждении вопроса о закрытии ЦДУМ в ответ на репрессии против верующих. В приговоре Голямалар Шурасы называют Ученым Советом ЦДУМ. Это название на удивление верно.
Абзгильдин был осужден к раcстрелу. Приговор был приведен в исполнение…
Доктор исторических наук, профессор Айдар Хабутдинов
На фото: Джихангир Абзгильдин - второй слева в среднем ряду