Тюрки в изречениях пророка Мухаммада (САВ)
01.04.2008 11:10Как известно, канонический текст Корана был составлен между 650 и 656 гг. н.э. на основе проповедей, произнесённых пророком Мухаммадом (САВ) в период 610-632 гг. Вторым после Корана источником мусульманского вероучения и права считаются хадисы (предания о словах и деяниях пророка Мухаммада (САВ), которые содержат значительную часть принципов и идей Ислама. Именно в хадисах имеется первое в мусульманской традиции упоминание о тюрках[1].
Наиболее древний хадис о тюрках звучит следующим образом: «Тарику ат-тюрк ма таракукум» («Оставьте с миром тюрков, пока они вас оставляют в покое»). Существуют различные варианты толкования этого хадиса. Например, арабский географ X в. Абу-л-Фарадж Кудама из Багдада пояснял, что, мол, мусульмане не ведут войны с тюрками, ибо так им завещал пророк Мухаммад (САВ).
Другой арабский географ X в. Ибн ал-Факих ал-Хамадани в труде «Китаб ал-булдан» («Книга стран») привёл изречение Мукатила ибн Сулеймана (умер в Басре в 767 г.), который понимал этот хадис по-своему. Последний пытался прояснить этимологию слова «тюрк», которое, по его мнению, идет от арабского глагола «тарака» («оставлять», «бросать»), объясняя вышеизложенный хадис следующим образом: «И так вот называются тюрки (турк) потому что оказались заброшенными (оставленными) за валом»[2]. В данном случае мы видим стремление Мукатила ибн Сулеймана смешать толкование данного хадиса с древнейшей традицией, нашедшей, кстати, отражение в Коране и Библии, которая гласила, что «за валом», построенном полководцем Александром Македонским, живут дикие народы Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог), ради спасения от которых и была выстроена данная защитная стена.
Польский тюрколог А. Зайончковский полагал, что упоминание имени Александра Македонского в трактовке Ибн Сулеймана являлось явным анахронизмом на фоне действительно имевшего место процесса VШ-IХ вв., когда арабы не вели активных войн против тюрков, а довольствовались политикой обороны от кочевников из-за Окса (Аму-Дарьи)[3]. Также он считал, что данный хадис изначально был посвящен эфиопам (хабаша) и со временем был перенесён на тюрков[4].
По мнению азербайджанского учёного Ф.М.Асадова, наиболее ранними упоминаниями тюрок в арабской исторической литературе следует считать сохранившееся у историка ат-Табари сообщение о том, что в канун «окопной войны» пророк Мухаммад (САВ) отдыхал в каком-то «тюркском шатре», а также рассказ о добыче, захваченной в 642 г. в Мадаине (Ктесифоне), где указывается на сосуды с золотом, стоявшие в «тюркских шатрах»[5]. Учёный пишет, что «...хотя, по свидетельству византийских и сирийских источников, нам известно, что тюрки привлекались к участию во внутриполитических событиях Сасанидского Ирана, трудно предположить, что к 642 г. тюркские кочевья доходили до Мадаина (Ктесифона) и что арабы ещё до начала эпохи великих завоеваний имели регулярные контакты с тюрками»[6].
Может, тюрки и не доходили до Мадаина, но известно, что они использовались в иранских войсках как наёмники. В этом качестве они вполне могли контактировать с арабами. Иначе на основе чего в арабской традиции сложился бы образ тюрок как страшных и диких людей?
У упомянутого выше ат-Табари есть сообщение о том, что пророк Мухаммад (САВ) во 2 году по хиджре (623/624 гг.) написал письмо[7] сасанидскому шаху Хосрову Парвизу (правил в 591-628 гг.), с предложением принять Ислам[8], но тот никак не прореагировал. Без ответа он оставил и второе письмо Мухаммада (САВ)[9]. В тюрко-татарском источнике - поэме «Хосров и Ширин» (1342 г.) Кутба также говорится о том, что посланник Аллаха планировал написать такие письма и другим правителям Востока, но начал с Хосрова[10].
Таким образом? выясняется, что первые контакты тюрок с мусульманским миром, скорее всего, происходили практически с момента возникновения Ислама и не исключено, что уже в то время часть тюрок стала мусульманами.
Уже через сто лет начнутся походы арабов на север - в Армению, Азербайджан, Грузию и процесс исламизации новых земель примет систематический характер. В 737 г. более чем 120-тысячное войско полководца Мервана продвинется до низовий Волги, что будет способствовать исламизации тюркоязычных племён Нижнего, а затем и Среднего Поволжья, которая в целом завершится к 922 г., когда о сложившейся практике Ислама в Волжской Булгарии расскажет в своих знаменитых «Записках» секретарь багдадского посольства Ибн-Фадлан.
Азат АХУНОВ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Института Татарской энциклопедии АН РТ
[1] А. Старейшие арабские хадисы о тюрках (VIII-ХI вв.) // Тюркологический сборник. К 60-летию А.Н.Кононова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1966. - С. 194-201.
[2] Там же.-С. 195.
[3] Там же.-С. 196
[4] Там же.-С. 199.
[5] Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. - Баку: Элм, 1993. - С.21. А также сам источник: Tabari - Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at Tabari cum aliis edited M.J. de Goeje. - Series I - III. - Lugduni Batavorum, 1879 - 1901. (JJanee: Annales quos scripsit... at Tabari.). - Ser.I. -P.P. 1486,2444-2445.
[6] Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. - Баку: Элм, 1993. - С.21.
[7] Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at Tabari cum aliis edited M.J. de Goeje. - Series I. -V.III. -Pp. 1571-73.
[8] Подробнее по этому вопросу можно посмотреть: Колесников А.И. Две редакции письма Мухаммада сасанидскому шаху Хосрову Парвизу // Палестинский сборник, 1967. - Вып. 17 (18). - С.74-83.
[9] Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at Tabari... - Series I. - Vol.V. - P.2857.
[10] Кутб. Хосрэу вэ Ширин. Казан: КДУ нэшр., 1969. - Б.426. (на араб, графике)
01.04.2008
Ссылки по теме:
31-03-08 В Доме мира и дружбы Екатеринбурга рассказали о Пророке Мухаммаде
О святости Пророка Мухаммада (мир с ним)