Восток Петрова-Водкина
25.06.2009 17:04Не раз мастера кисти обращались к Востоку как источнику творческого вдохновения. Свои взоры в далекие, неведомые страны обратили многие художники. Одни из них ездили в Египет, в страны Ближнего Востока, другие, следуя примеру писателей, этнографов, — в Среднюю Азию, на Кавказ.
В 1907 году впервые произошла встреча с Востоком русского художника Кузьмы Сергеевича ПетроваВодкина. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества начинающий художник едет за границу. Он посетил Турцию, Алжир, в котором провел три месяца. Путевые впечатления об этой стране, зарисовки художника легли в основу его книги «Поездка в Африку».
В 1921 году ПетроваВодкина пригласили участвовать в научной экспедиции, направленной в Самарканд для обследования архитектурных и исторических памятников древнего города. «Меня охватила жажда работы. Я полон красок и полотен», — писал с дороги художник. В Самарканде ПетровВодкин прожил около четырех месяцев, исполнив пятнадцать пейзажей, натюрмортов, портретов, живописных и графических эскизов. Свои впечатления от пребывания в Средней Азии художник изложил в очерке «Самаркандия». Книга стала замечательным источником сведений о быте, местных традициях и нравах самаркандцев. Иллюстрации к книге стали лучшими графическими работами мастера. Создавая прекрасные пейзажи, художник приглашает нас удивиться вечному чуду — природе. Его поражает небо, солнце, незабываемые купола ШахиЗинды, которые он с удивительным мастерством переносит на полотна: «Первое мое восклицание друзьям моим о куполе ШахиЗинды было: “Да ведь вода!” Это заклинание бирюзовой огненности пустыни! В угадании этого цвета в мозаике и майолике и есть колорический гений Востока».
Восточный период творчества К. С. ПетроваВодкина был кратким по времени, но впечатления, полученные художником от древней земли Самарканда, позволили ему создать подлинные шедевры искусства.
Материал опубликован во всероссийской газете мусульман «Медина аль-Ислам», №25 (январь), 2007