RSS | PDA | Архив   Суббота 21 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

«Мольба» Лазаря Гадаева.Скульптор из Осетии в Третьяковской галерее

22.09.2008 14:51

С 6 по 28 сентября в Третьяковской галерее в Москве проходит уникальная выставка, совпавшая с освобождением Осетии от многолетнего страха геноцида и 70-летием Лазаря Гадаева – самого крупного скульптора современной Осетии, одного из лучших мастеров многонациональной России.

Искусствоведы столицы называют его «выдающимся представителем московской школы пластики», но мне такая формулировка кажется излишне скромной – не надо бояться назвать что-то великим, если оно таково. А скульптура Гадаева – очевидно великое явление в мировом искусстве. Его родовые корни – из осетин-дигорцев, где крепки исламские традиции (оттуда, кстати, и еще один великий осетин – дирижер Валерий Гергиев). А в целом жизнь и творчество Гадаева – удивительный синтез сразу нескольких культурных традиций. Он одновременно очень архаичен и остро современен, укоренен в народных традициях горной Дигории, традициях московской школы графики и пластики 1960–2000-х годов, чувствует себя свободным как в русском языке, так и в дигорском диалекте языка осетинского.

В стенах Третьяковки это первая персональная выставка Лазаря Гадаева, хотя здесь уже давно оценили мастера и собрали коллекцию его работ. Правда, на выставке большая часть экспонатов – что еще интереснее для зрителя – привезена прямо из мастерской. Жаль, однако, что не успели издать ни открыток, ни буклета, не показана графика мастера и не представлено его творчество как писателя, автора притч. Увы, из-за этого образ многосторонней личности, скульптора-мудреца получился неполным…

И все же выставка удалась – прежде всего за счет «волны», которая сегодня привлекла внимание всего мира к Осетии. Никого не оставит равнодушным «Мольба» (другое название «Молящийся Христос») – и на афише пред входом в Инженерный корпус ГТГ, и в подлиннике – в первом же зале экспозиции. Создана эта плачущая, взывающая к Богу скульптура еще в 1991 году – и только сейчас она стала всем пронзительно понятна, после телепоказов разбитого Цхинвала, после ужаса последней атаки войск Саакашвили… Но взывает она не только к Господу о помощи – но и к нам, людям, ко всем (а их большинство), кто не слышал и не замечал призыва осетин о помощи все эти годы, когда целый народ оказался на грани выживания и подвергся геноциду… «Мольба» Гадаева взывала к нам вот уже 17 лет. Она действительно была посвящена трагедиям 1990-х годов, когда на Южную Осетию напали грузины.

И еще – тоже символично! – в первом же зале расположены скульптуры библейского цикла, и рядом с Иисусом здесь «Воскрешение Лазаря» 1993 года: определенно, образ с автопортретным подтекстом. «Имя Лазарь не специально выбранный псевдоним – это имя, данное ему Богом», – сказал один коллег из скульптора, подчеркнув связь между «библейскостью» творчества художника его и именем. Движение опутанного смертными пеленами человека, мучительно высвобождающегося из плена, мука и счастье воскрешения – вот тема этой скульптуры. И так хочется верить, что она станет и личной, и общенародной: подобно евангельскому Лазарю, воскреснет и сам автор, и любимый его народ.
На вопрос об «осетинности» в собственном творчестве Гадаев ответил так: «Я – “осетинский” не потому, что делаю это специально, а потому что по-другому не получается. Я больше от сердца художник, чем от мозгов. Такое ведь есть, когда некоторые художники в основном опираются на мастерство, на мозг. У меня же все получается наоборот – я больше душой, сердцем работаю. Дело в том, что в сердце у меня одно и то же – я никогда не расстаюсь с детством, детство меня преследует все время, и я не хочу с ним расставаться. Когда-то американский писатель Фолкнер был в Японии, и его спросили журналисты: “Наверно, вы напишете книгу о Японии?” И он ответил: “Да что вы! Мне бы со своим детством как-нибудь разобраться”. Вот и я до конца своих дней разбираюсь с этим детством. Я доволен этим, я люблю эту тему, я горд и счастлив тем, что делаю осетинскую тему. Другого и не может быть, потому что я живу этим, думаю над этим, я преклоняюсь перед всем, что называется “осетинское”. Так получается не потому, что я не могу критиковать осетинское, – у меня много претензий, но в целом, со всеми положительными и отрицательными качествами, я это люблю. Я этому предан до конца моих дней».

Лазарь Тазеевич Гадаев родился в 1938 году в селе Сурх-Дигора древнего Иристона. После обучения на художественно-графическом факультете Северо-Осетинского педагогического училища (1956–1960) в 1966 году окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, где учился на факультете скульптуры у М. Г. Манизера и Д. Д. Жилинского. В год окончания института был принят в Союз художников СССР и начал активно выставляться. Теперь в ГТГ собрана большая монографическая коллекция Гадаева. Произведения его хранятся также в Музее Востока, Московском музее современного искусства, Русском музее и музее П. Людвига (Германия), в музеях городов России и стран СНГ. Работы скульптора можно найти во множестве частных коллекций в России и за рубежом. 
Сегодня искусствоведы (сайт «Музеум.Ру») пишут о Гадаеве, что он «принадлежит к поколению художников, заявивших о себе в 1970-годы. Однако и в кругу этих ярких индивидуальностей его творчество стоит особняком. Истоки его самобытного искусства – в традициях народной пластики Осетии, где родился скульптор, в мифологии и поэзии древней аланской культуры. Сегодня можно утверждать, что Гадаев – абсолютно современный скульптор европейского уровня с особым пластическим мышлением, уверенно продолжающий линию классического модернизма. Своеобразное гадаевское видение мира органично соединилось с принципами московской школы скульптуры ХХ века».

Странные слова сказал о его работах великий художник нашего времени, мультипликатор и мыслитель Юрий Норштейн: «Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой. Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись». Не менее странно, что образы животных с исполненными грусти глазами у Гадаева напоминают норштейновские, незабвенного «Ежика в тумане», «Волчка», а фигурки людей – «маленького человека» у того же Норштейна, в какой-то неявной связи его гоголевского Башмачкина с теплотой и задушевностью аланского фольклора… А вообще человек в пластической философии Гадаева – очень беззащитное, очень доброе и наивное существо. А его стиль можно было бы назвать нежным брутализмом.

«После первых выставок с его участием в 1970-е годы, – продолжает рассказ «Музеум.Ру», – Гадаев получил известность как мастер «малой пластики». Правда, даже в камерных работах он обнаруживает дар монументалиста. По его собственному признанию, работать с крупными формами в начале профессиональной карьеры ему не позволяла лишь теснота мастерской. Впоследствии скульптору удалось реализовать ряд монументальных замыслов: его композиции установлены в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия); во Владикавказе по его проекту сооружен памятник поэту Георгию Малиеву (1986), в Майкопе – писателю Темботу Керашеву (1990), в Воронеже – монумент Осипу Мандельштаму (2008). Шедевром стал небольшой, но очень выразительный, далекий от стереотипа памятник Александру Пушкину в Москве, установленный в 1999 году по инициативе редакции журнала «Наше наследие» в Неопалимовском переулке. Выставка-ретроспекция в ГТГ охватывает все этапы творчества мастера, начиная с конца 1960-х и вплоть до сегодняшнего дня. В целом представлено около 40 произведений пластики, выполненных в бронзе, дереве и шамоте».

Итак, мы – на горькой волне осетинской трагедии! – увидели как бы впервые и осознали, что рядом с нами все эти годы работал великий художник, а его тихие «маленькие человечки», его животные и птицы с норштейновской болью и нежностью в глазах, его библейские герои беззвучно молили нас о помощи. Предчувствие грозящей катастрофы выразилось в «Отчаянии» 1989 года – эта экспрессивная скульптура трагична и страшна. У нас на глазах погибал малый по численности, но сильный по духу и высокоодаренный народ…

Лишь залпы из орудий «Град» в ночь с 7 на 8 августа 2008 года по засыпающему мирному Цхинвалу разбудили мир – и Россия пришла на помощь. Но история не закончена, она вновь творится каждый новый миг… И мы – ее зрители, сотворцы, соучастники. После выставки в Третьяковке мы получили новый внутренний опыт: мудрость и сострадание, горская нежность Гадаева тронули наши сердца. Пластическое открытие осетинского мира в современных скульптурных образах состоялось.
И отрадно отметить, что чуть ранее глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров (тоже, кстати, из мусульманского рода города Беслана) 5 июня 2008 года подписал Указ о награждении Лазаря Тазеевича Гадаева медалью «Во славу Осетии». А 20 июня Гадаева – «подлинно национального скульптора», «скульптора, который творит своими словами», поздравили с семидесятилетием в Культурном центре Московской осетинской общины и вручили высшую государственную награду РСО-Алания.

Следующий шаг, которым мы, современники, сможем отблагодарить мастера за его труд, по-моему, мог бы стать некий объемный проект – скульптуры Гадаева призваны одухотворить не только музеи Северной и Южной Осетии, но и ее улицы и парки – живое пространство живых. Возрождающейся Алании под стать и скульптор, так долго моливший Небо о милости к своему народу.
И эту пластическую мольбу алан пора показать всему миру. 

Джаннат Сергей Маркус
Москва – Владикавказ – Цхинвал, 
август-сентябрь 2008 года


Фото автора:

Сергей Маркус перед афишей выставки в ГТГ
Вход в главный зал выставки Гадаева в ГТГ
Лазарь Гадаев – Горные дороги, 1996, бронза
Лазарь Гадаев – Воспоминание, 1993, дерево
Лазарь Гадаев – Витрина с малыми скульптурами 1982, 1983 и 1992 годов
Лазарь Гадаев – Отчаяние, 1989, бронза
Лазарь Гадаев – Мольба (Молящийся Христос), 1991, бронза
Лазарь Гадаев – Воскрешение Лазаря, 1993, бронза

Ссылки по теме:

Москва златоглавая: осетинский след
http://www.islamrf.ru/news/culture/mosaique/4107/
Джаннат Сергей Маркус. Северная Осетия-Иран: восстановление родства
http://www.sovetulemov.ru/articles.php?sid=114
Л. Чибиров. Пора познать культуру осетин!
http://www.islamrf.ru/news/culture/mosaique/4238/
Вилен Уарзиати. Ислам в культуре осетин
http://www.islamrf.ru/news/legacy/culture/4109
Джаннат Сергей Маркус. Поездка российских мусульман в зону грузино-югоосетинского конфликта
http://www.islamrf.ru/news/umma/fotoexhibition/4120/
Дамир Мухетдинов. Мусульмане России в Цхинвале – взгляд в упор
http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/4110/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/4662/">ISLAMRF.RU: «Мольба» Лазаря Гадаева.Скульптор из Осетии в Третьяковской галерее</a>