Культурные нити и тонкое искусство их плетения
09.11.2011 09:21Уже много лет существует народная мудрость: человеческие возможности ограничены лишь воображением. То есть мы способны творить столько, сколько позволяет нам наша фантазия, а она, как известно, у всех развита по-разному.
Однако я бы отнесла данную мудрость только к сфере искусства. Занимаясь духовным ростом, человек приобретает и развивает навык стремления к чему-то большему, чем он имеет.
Это небольшое вступление непосредственно связано с моим недавним посещением галереи «Инжир» - совсем молодого выставочного зала в центре Москвы, в котором 8 ноября прошла трехчасовая лекция, посвященная узбекским тканям. Признаюсь, эта лекция пробудила во мне интерес к тому, о чем доселе я имела очень поверхностное представление, и я пришла к заключению, что фантазия, и правда, не имеет границ.
В качестве лектора выступал художник-мастер по тканям, человек, умеющий сочетать ремесло и творчество, Умаралиев Давлат Пулатович. В начале г-н Умаралиев ознакомил с планом предстоящей лекции, затем перешел непосредственно к истории узбекских тканей, которые принято выполнять по технологии икат. В ходе своего рассказа он объяснил этимологию термина «икат». Считается, что это слово происходит от индонезийского «mengikat», что в переводе означает «связать, обвить все вокруг». Однако сам Давлат Пулатович склонен к другому варианту: слово «икат» принадлежит к узбекскому языку и переводится, как «слой» (от слова «кхат»).
Такая технология требует невероятных трудов и усилий, что уж говорить о таланте и об умении следовать модным тенденциям, сохраняя при этом культурные особенности и традиционные ценности. Ведь многие зарубежные фирмы используют технологию икат, украшая ткани яркими и символизирующими явления природы или предметы быта узорами. Кстати, о символах. Издавна и по сей день на узбекских тканях запрещено изображать людей или животных, поскольку данный вид деятельности противоречит шариата.
Давлат Пулатович поведал аудитории о процессе создания шелковой ткани. Куколку умертвляют при определенной температуре, сам кокон варят и вытягивают из него волокно длиной в тысячу метров, а для производства одной нити требуется 33 кокона.
Цвета в технологии икат тоже имеют немаловажное значение. Каждый оттенок играет определенную роль в самовыражении художника, а оттенки получаются при сочетании тех или иных цветов. Некоторые цвета, по словам Умаралиева, «ведут себя капризно», такие, например, как индиго. И существует даже специальная технология «подсушивания» ткани после погружения ее в краску. Каждая мелочь имеет значение и все нюансы учитываются.
Лекция сопровождалась выставкой. Помимо работ художника, каждая из которых по-своему удивительна, на продажу были выставлены разные антикварные вещи: золотые вазы, декоративные тарелки, Коран, инкрустированный перламутром, и др. Также присутствовавшие могли приобрести книги об узбекском, татарском и туркменском искусстве.
Диба Гуцериева
Иллюстрация: forum-grad.ru