На Мосфильме заканчивают монтаж телефильма об Омаре Хайяме
03.08.2010 11:22Рабочее название 8-серийного телефильма - "Прорицатель". Так современники окрестили Омара Хайяма.
"Россия в достаточно значительной своей части - мусульманская страна. В ней живет очень много людей, которые исповедуют ислам. Сегодня мы мало что знаем об этом. Мне кажется, что имеет смысл рассказать об этой культуре, познакомить с ней наших зрителей. Это важно, потому что незнание рождает страх", - полагает Борис Токарев, режиссер фильма "Прорицатель. Жизнь Омара Хайяма".
"Омар Хайям - это событие тысячелетней давности, и для меня было удивительно, когда я все это стала изучать, осознать, в какое страшное время жил этот человек - время войн, кровопролитий, - говорит режиссер фильма Людмила Гладунко. - Это - абсолютная ценность. Со своими рубаи он прорвался через столетия. И кто бы их сейчас ни читал, каждый говорит: "Это про меня!".
Фильм отличается от стандартных сериалов: восточные костюмы, 4-тысячная массовка, ландшафты, снятые с воздушного шара, дворцы, пустыни - и бессмертная поэзия Хайяма в закадровом тексте.
В фильме нет "медийных" лиц. В главной роли - дебютант. Рома Матюнин - выпускник Школы-студии МХАТ и актер театра "Сатирикон". Вести себя в кадре его учила вся съемочная группа. Теперь вот осваивает, как озвучивать речь.
Актеру, которому всего 21, пришлось за время фильма постареть почти на четверть века. Чтобы перенять мудрость 45-летнего Омара, он усердно читал рубаи.
В массовке участвовала чуть ли не вся узбекская Хива. Перед съемочной площадкой выстраивались огромные очереди за костюмами.
Съемки на родине героя - в Иране и Узбекистане - Людмила Гладунко называет самыми сложными в своей жизни. Хотя не понадобилось строить декорации - снимать разрешили прямо в древних крепостях. От бесконечных песчаных бурь пострадала аппаратура, вышла из строя камера, а сцена пожара едва не стоила жизни Валерии Ланской - Пери, мифической возлюбленной Хайяма.
Фильм будет полностью готов к октябрю. Режиссеры уже готовятся к жарким спорам насчет того, насколько картина соответствует истине. И заранее заготовили ответ: "Каждый художник имеет право на версию".