RSS | PDA | Архив   Суббота 21 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Жанна Д'Арк, вера и современность

16.10.2009 11:58

«Театр - храм искусства, в котором нужно  молиться  сердцем, быть искренним до самого донышка своей души». Татьяна Доронина - народная артистка СССР,  художественный руководитель МХАТ им. M. Горького  

 

Азербайджанский государственный русский драматический театр вновь порадовал бакинцев. На этот раз - представленным проживающим в Финляндии азербайджанским режиссером Кямраном Шахмарданом спектаклем "Жаворонок" (по пьесе Жана Ануя). Наверняка, кто-то может быть в восторге от спектакля, кто-то - испытывать не самые положительные эмоции. Но факт остается фактом: в театральной жизни страны произошло событие. Потому что постановка заставляет не просто сопереживать героине, знаменитой Жанне Д'Арк, но и задуматься. Над самими собой, смыслом жизни, предназначением появления человека на свет и его месте в обществе.

 

Безусловно, вполне возможно услышать вопрос (довольно справедливый, на первый взгляд): по какой причине К.Шахмардан обратился к этой теме, а не, скажем, к некоей идее в современном антураже?

 

В этой связи вспоминается, что примерно так "юные демократы" не могли понять: почему прекрасный русский советский режиссер Глеб Панфилов в "перестроечно-бесцензурный" период уверенного движения СССР к распаду решил вспомнить произведение Максима Горького "Мать"? "Ему бы что-то критическое об эпохе тоталитаризма придумать" - твердили лидеры "новой волны" политиков. Не осознавая, что для мастеров кино-театрального жанра нет понятия "времени". И "мода" в театре несет совершенно иной отпечаток, чем следование традициям одежды на день-два. Так вот Г.Панфилов в своем "перестроечном" фильме подошел к отражению (в его понимании, конечно-же) аспекта добра и зла, бесконечности и сиюмитности (через призму религии). Поместив в центр картины вопросы о внутренней силе человека, верности идеалам и т.д. Говоря другими словами, посредством обращения к творчеству М.Горького режиссер передал то, с чем хотел обратиться к зрителям.

 

В случае с "Жаворонком", аналогия просматривается не в идентичности почерков двух режиссеров. Отнюдь. Они совершенно разные. Схожесть в другом. Обращаясь к средневекому эпизоду, К.Шахмардан также пытается высказаться о проблемах общечеловеческих, не ограничивающихся общественно-экономической формацией. Следовательно, актуальных и для сегодняшнего дня. Другое дело, что, как представляется, он подходит к отражению проблем современности посредством "женского фактора". Сначала представив публике «Одинокий голос» по пьесе известного французского драматурга Жана Кокто. Где высвечивается (в т.ч.) проблема Женщины - внешне уверенной, но одинокой внутри. И вот теперь - Жанна Д"Арк. Но в данном случае К.Шахмардан идет дальше. Демонстрируя не просто "социально-бытовой" ракурс женщины (пусть и смелого борца), но намереваясь представить через призму "слабого пола" (слабого ли?) взаимоотношения Бога и Человека. Силу Веры. Позволяющей не утерять внутреннего стержня, несмотря на все  препоны. В этом - смелость режиссера. Не будем говорить о новаторстве, но признаем: все же в любом обществе женщина довольно часто предстает, если и не "беззащитной", то, в целом, не способной на глобальные поступки лидером.  

 

Да, Жанна-жаворонок - также женщина со всеми вечными "дамскими" плюсами и минусами, скажем, одновременной настойчивостью и неконтролируемыми эмоциями и т.д. Но она - воительница. Ведомая  верой. Не верой в свое предназначение, как это может быть воспринято. А верой в Бога, Всесилие Господа, что позволяет ей рассуждать о подлинном и мнимом. Свете и тени. Проявление ее силы - в достойном пути жизненном, несломленности. Хотя слезы "изнутри" сопровождают последние дни героини.

 

На реальном историческом процессе над девушкой (XV век) много место было уделено понятию "знамя - меч". Так вот Жанна все время признавала преимущество для нее первого перед вторым. Она никого не убивала и цели такой не ставила. Но знамя - это идея. А идея - всегда страх для чиновников. В особенности, если налицо положительная результативность. Вот Жанна и подвергается церковному суду, в отображаемый период – самый авторитетный "трибунал". Но это - как бы "внутренний" ракурс. Т.е. чиновничий аппарат (Церкви) просто-напросто не нуждается в отличном от общепризнанного мнении. Английский же граф Варвик (внешний ракурс, т.к. англичане осаждали в тот период Орлеан) произносит (все цитаты из спектакля приводятся в смысловой нагрузке): "Политики обязаны отгонять от себя желание размышлений о величии одинокого человека". Т.е. Личность индивидуума с внутренней убежденностью (верой) в светлые идеалы не нужна захватчикам. Да и сам король Карл не воспринимает, что есть Бог в сердце человека. Играя в карты с Жанной (развлекаясь), он аллегорически объясняет ей, что над королями есть тузы, "над каждой мастью". Приравнивая их к Богу. Но при этом Всевышний "за тех, кто обладает богатством и армией".

 

"Бог с теми, кто храбрее, - парирует Жанна, - чем тяжелее бремя человека, тем, значит, Бог сильнее заботится о нем". "Бог дает нам все, - продолжает она, - нужно лишь чуть подняться над собой. И тогда Господь поможет". "Но Всевышний хочет, чтобы первый шаг человек сделал сам", - добавляет героиня, фактически говоря о предусмотренной Всемилостивым свободе выбора в жизни, в религии, в социуме. Не случайно, что резюмирует диалог с Карлом Жанна на следующей ноте: "Для своих созданий Творец посылает искру, которую можно использовать во благо или во зло". Т.е. и здесь - право выбора за каждым, где ответ держится только за себя ("Ни одна душа не понесет чужого бремени" - Коран).

 

Таким образом, постановка, в которой отображаются события период давней Столетней войны, в действительности, спектакль о современности, о непреходящих ценностях. "Жаворонок" - это фактически размышления вслух. Режиссера и актеров со зрителями. Пусть нет диалога напрямую, но текст заставляет переосмысливать преподносимое. Перемалывать внутреннее "Я". Вместе "со сценой" анализируя взаимоотношения Человека с Богом. Посему спектакль никого не оставляет равнодушным. Не вследствие модной ныне  "полуголой" канвы событий, а благодаря озвучиваемым мыслям. И этот "треугольник": общество - Бог - поиск себя становится доминантой действа.

 

Не случайно, на всех заседаниях судебной инстанции (по спектаклю) данная тематика выходит на поверхность в различных ипостасях. Включая и печально знаменитое определение человека изначальным "воплощением греховности, мерзости, заблуждений" и т.д. Исходящее из христианской традиции определения первородного греха, то бишь осуществленного прародителями Адамом и Евой, основой проявления этих качеств для всех поколений. Вследствие наследования "испорченной" человеческой природы. Вот  инквизитор и определяет человека главным врагом инквизиции ("Чем чище, тем опаснее"). Утверждая о дозволении лишь этой структуре объяснять "народу" Евангелие и оценивая размышления "простых душ" над текстом как преступление. 

 

Официозу же в лице Церкви противостоит несгибаемая "простая" (обыкновенная) девушка: "Человек - подлинное чудо Господа, вложившего в свои создания мужество и ум" - говорит она. Другое дело, что на протяжении всей жизни наилучшего творения Бога дьявол пытается сбить его с пути к Истине. В связи с чем и происходит постоянная борьба внутри общества в целом и каждого, в частности; противостояние Света и Тьмы, добра и зла, где победителем однозначно окажется Жизнь в Цвету (в Цвете). Несмотря на провозглашаемые устами инквизитора задачи "заставить человека сказать Да" и не допустить наличия ни одного "несломленного человека". Именно это - главный итог, который выносит зритель после спектакля. Вера в победу Светлого и Яркого, во имя творения Божьего. Вся жизнь героини свидетельствует об этом. Правда, трагичный финал оттеняет тот факт, что достижение этого - далеко не безоблачный путь. 

 

На что еще хотелось бы обратить внимание. Для того, чтобы сыграть роль Жанны так, как это сделала Мяляк Аббасзаде, нужны не просто талант или мастерство (их актрисе не занимать). Настолько блестяще воплотить образ Ж.Д'Арк и донести его Мяляк-ханум никогда бы не смогла, не будь в ней веры в Аллаха. Причем веры не "обязательной", а внутренней. Потому "азербайджанская Жанна" не просто читает текст, а доносит его до зрителя во всей полноте. Во всех красках. Отсюда - сопереживание благодарной публики  актрисе. Практически идеально вживающейся в роль. И передающей нюансы героини из жизни шестивековой давности так, будто они общалась только что. 

 

Остается лишь надеяться, что это не последний совместный проект К.Шахмардана и М.Аббасзаде. И их тандем еще не раз порадует бакинцев и гостей города. Как и тематика спектаклей.

 

 

Теймур Атаев
политолог
Азербайджан

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/10295/">ISLAMRF.RU: Жанна Д'Арк, вера и современность </a>